ozr-uk.ru
Главная »

Административно-процессуальный кодекс (КАС) - Юрисдикция

Судопроизводство

Дела административного производства, подсудность

Дела административного производства, подсудность

Введение в действие 15 сентября 2015 г. Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации привело к выделению исков, рассматриваемых в рамках административного судопроизводства, которые имеют свою специфику и отдельную регламентацию.

По своей сути дела об административном судопроизводстве представляют собой административные иски к органам власти, направленные на защиту либо нарушенных, либо оспариваемых прав и интересов граждан и организаций, возникающих из публичных правоотношений (т.е. деятельности государства). Ранее такие дела рассматривались в порядке, установленном частью III ГПК РФ, утратившей силу с 15 сентября 2015 года.

Дела, рассматриваемые в порядке административного производства

В Кодексе об административных правонарушениях (далее - КАС РФ) называются следующие виды административных дел:

– по административным искам об оспаривании нормативных правовых актов, признании их недействительными полностью или в части. Подробная регламентация правил подачи административных исков, определения надлежащего истца, перечня прилагаемых документов, применения мер предварительной защиты и бремени доказывания установлены гл. 21 КАС РФ;

- по административным искам об оспаривании (признании незаконными) решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, по административным искам о признании незаконными действий (бездействия) должностных лиц, в том числе по административным искам об оспаривании действий судебных приставов о принудительном исполнении решений суда . Регуляция особенностей различных стадий этих дел установлена ​​гл. 22 КАС РФ;

– по искам об оспаривании актов некоммерческих организаций, наделенных государственными полномочиями (решений, действий и бездействия). Это, например, оспаривание результатов кадастровой оценки - гл. 25 КАС;

- по искам граждан Российской Федерации о защите избирательных прав, права на участие в референдуме (глава 24 КАС);

- по искам, вытекающим из права на обращение в суд в разумный срок, на исполнение решения (иного судебного акта) в разумный срок, на взыскание в связи с нарушением указанного права на возмещение ущерба (глава 26 КАС);

- дела, связанные с деятельностью судей (глава 23 КАС);

- другие: к ним относятся требования государственных органов и должностных лиц, например, об установлении административного надзора, о помещении иностранных граждан, подлежащих выдворению, в специальные учреждения и др.

Кодекс административного судопроизводства предъявляет повышенные требования к форме и содержанию административного искового заявления, к лицам, участвующим в деле, к соблюдению досудебного порядка рассмотрения спора и собиранию доказательств.

Конечно, лучше воспользоваться помощью адвоката, если вы намерены обратиться в суд за защитой нарушенного права, тем более что ст. 112 КАС позволит взыскать с ответчика расходы на оплату услуг представителя.

Но такие суммы будут собираться только в «разумных» пределах (весьма расчетная концепция) и за счет бюджета РФ (а значит, исполнение решения может занять около 3 месяцев).

Подведомственность дел административного судопроизводства

Особенности дел административного судопроизводства предопределили фактическое устранение от участия в них мировых судей. То же правило действовало и в ГПК - районный суд признавался основной инстанцией, рассматривающей дела из публичных правоотношений.

Таким образом, по общему правилу исковое заявление об административном правонарушении подается в районный суд, если для административного дела не установлен иной порядок.

Суд субъекта Российской Федерации рассматривает в первой инстанции дела, связанные с государственной тайной, связанные с квалификационными экзаменами судей и в области судебной власти, о признании недействительными (незаконными) нормативных правовых актов уровня субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления, в сфере деятельности политических партий, религиозных организаций и средств массовой информации (региональных отделений и местного уровня), в сфере нарушений избирательного законодательства иски о возмещении ущерба за нарушения права на правосудие.

Верховный Суд России уполномочен в качестве суда 1-й инстанции рассматривать дела об оспаривании нормативных правовых актов федерального уровня, индивидуальных (ненормативных) актов Президента, Федерального Собрания, Правительства Российской Федерации, приостановлении действия деятельность средств массовой информации (распространяется на территории 2 и более субъектов Российской Федерации) и иные исключительные случаи федерального уровня.

Территориальная подсудность определяется по общему правилу: иск предъявляется по месту жительства или нахождения ответчика. Если действие должностного лица оспаривается, то иск предъявляется в суд по месту нахождения государственного органа, в котором он исполняет свои обязанности.

Если ответчиком является гражданин или организация, не обладающая полномочиями (не должностные лица и государственные органы), иск подается по месту его жительства или месту нахождения организации.

Правила исключительной подсудности предназначены в основном для органов государственной власти и лиц, выполняющих публичные функции: иски о помещении иностранных граждан в специальное учреждение, о госпитализации в лечебно-психиатрическую организацию, противотуберкулезную организацию, о принудительном психиатрическом освидетельствовании (ст. 23 КАС).

Альтернативная подсудность, т.е. по выбору истца, устанавливается в следующих случаях:

- административный иск к гражданину, место жительства которого неизвестно, отсутствующему в Российской Федерации, может быть предъявлен по последнему известному месту жительства или месту нахождения его имущества;

- административный иск к федеральному органу исполнительной власти может быть предъявлен по месту нахождения его территориального органа, если иск истца вытекает из деятельности такого территориального органа;

- административный иск к государственному органу об обжаловании решений, действий и бездействия, их должностных лиц, к органам местного самоуправления (за исключением вопросов об обжаловании актов), об оспаривании действий муниципальных служащих может быть подан по месту жительства или нахождения (при административный истец является организацией) административного истца.

Если на стороне административного ответчика несколько лиц, то административный истец выбирает суд по месту нахождения любого из них.

Источник: https://iskiplus.ru/dela-administrativnogo-sudoproizvodstva-podsudnost/

О подсудности касс рф: подведомственность административных дел судам

О подсудности касс рф: подведомственность административных дел судам

В CAS подсудность является ключевым правилом отношения дела к подсудности судебного органа. На основании этого критерия проводится дальнейшее различие в зависимости от юрисдикции. Административная подсудность является темой данной статьи.

Что говорит закон

Подведомственность и подведомственность административных дел судам определяется в соответствии с нормами 17-27 КАС РФ. При этом различают понятия подведомственности административных дел и подсудности по КАС РФ.

Подсудность (далее - ПвАД) определяет характер разрешаемого дела.

Юрисдикция (далее – ПАД) также позволяет разграничить компетенцию между судебными структурами, в ведении которых рассматривается вопрос.

Определение подведомственности административных дел

Подведомственность дел об административных правонарушениях

Согласно норме N 17 КАС суды общей юрисдикции (далее - СОЮ), Вооруженных Сил Российской Федерации, региональные и военные суды могут вести производство в АД как орган первой инстанции. Различия проводятся в соответствии с характером полномочий каждого учреждения.

Согласно КАС РФ, подведомственность позволяет разграничить распределение подсудности органов власти по разным видам административных исков.

Реализация права гражданина на обращение с иском в орган по правилам подведомственности осуществляется в соответствии с ч. 1 ст. 47 Конституции России

Какие бывают виды юрисдикции

Различают следующие виды административной юрисдикции:

  • На родовой основе (далее - РП);
  • По территориальному признаку (далее - ТП).

РП – это правила передачи спора в определенное звено судебной системы (далее – СО). Различают районные суды, региональные СО и Вооруженные Силы. Каждый орган уполномочен решать вопросы определенного рода. Последнее определяется предметом спора.

Так, по норме N 19 Кодекса артериальное давление относится к районным судам, за исключением:

  • Иски о реализации прав военнослужащих, норма N18 CAS. Такие дела рассматриваются военным судом;
  • Мировой суд выносит определение о взыскании платежей в порядке гл. 11.1 КАС (N17.1 КАС);
  • Н.э., которые перечислены в ст. 20 КАС и относятся к СО субъектов Федерации;
  • Споры, которые рассматриваются Верховным судом по ст. 21 Кодекса.

Важный! Согласно ст. 19 КАС, подчиненные судам АД, за исключением споров, предусмотренных нормами N 18, 20 и 21 КАС, рассматриваются районным судом по первой инстанции.

Территориальная подсудность административного иска

Согласно ТП, компетенция СО одного уровня разграничивается в зависимости от территории, на которой осуществляется судопроизводство. В Кодексе ТП подразделяются на виды:

  • Общий вид - норма N 22. Иск подается по адресу ответчика;
  • Исключительный вид - норма N 23. Определяет ПАД лицам, подлежащим депортации, госпитализации, освидетельствованию, а также несовершеннолетним и недееспособным;
  • Альтернативный вид - норма N 24. В этом случае заявитель вправе самостоятельно выбрать СО: по адресу ответчика или по месту жительства истца;
  • В зависимости от соединения нескольких споров - норма N 26. Применяется в случаях, когда имеется несколько ответчиков или встречный иск.

В большинстве случаев спор разрешается по месту жительства ответчика.

Искусство. 27 КАС определяет случаи, когда допускается передача спора на рассмотрение другого СО. Такой процесс допускается только в том случае, если претензия изначально была подана по правилам СПА, но:

  • В процессе выяснилось, что нормы Кодекса о юрисдикции не соблюдены;
  • Подсудимый, местонахождение которого неизвестно, явился и подал ходатайство о передаче дела;
  • Произошло отстранение судьи, что сделало невозможным рассмотрение спора в данном суде.

Передача спора в другой СО оформляется определением и ограничивается сроком обжалования акта.

Подведомственность административных дел судам

Юрисдикция Гражданского процессуального кодекса (ГПК)

Подведомственность, то есть принадлежность спора к рассмотрению конкретным органом, определяется по правилам подведомственности административных дел.

ПВАД позволяет установить четкие границы между СО разной направленности. ПВАД определяется только в соответствии со статьями законодательных актов, например, ГПК - ст.

22 Арбитражного процессуального кодекса - ст. 27-33 и т.д.

Выше уже упоминалось, что в большинстве случаев административные споры рассматривает СОЙ, согласно САС. Иные судебные структуры вправе принимать решения по АД только в случае, если это предусмотрено нормативными правовыми актами (далее - НПА):

  • ГК РФ - ст. 125 Конституции России и ФЗК N 1 от 21.07.1994. принимает решение о соответствии правовых актов высших органов исполнительной власти основному закону страны;

Источник: https://shtrafsud.ru/prochie-shtrafy/kas-podsudnost.html

Вам также может понравиться
Рубрики
Популярное