ozr-uk.ru
Главная »

Без гарантии: с ОСАГО решили перестраховаться | Статьи | Новости

Автомобильное право

Вне контроля

По мнению страховщиков, система «Е-Гарант» вышла из-под контроля. Изначально он был разработан, чтобы помочь автовладельцу приобрести полис ОСАГО, если он не может сделать это на сайте выбранной страховой компании. За первые шесть месяцев 2021 года было реализовано 8,8 млн электронных полисов ОСАГО, около 1 млн через «Е-Гарант». По сравнению с прошлым годом популярность «Е-Гарант» выросла на 47%. И с каждым месяцем через систему оформляется все больше договоров — такими цифрами поделились с «Известиями» специалисты «Сравни.ру». На такую ​​популярность в начале лета повлияли два фактора: во-первых, рост случаев «временной неработоспособности систем» страховых компаний в отдельных регионах, а во-вторых, выдачей ОСАГО для проблемных клиентов занимается все больше страховых агентов.

При этом 63% участников рынка заявили, что услуга убыточна, говорится в исследовании аудиторско-консалтинговой компании KPMG, с которым ознакомились «Известия». В Е-Гаранте вытесняется все больше полисов с признаками мошенничества, как и в других каналах продаж, компании ужесточают правила предоставления услуг и усложняют сегментацию клиентов и алгоритмы биллинга. Кроме того, у них выше возможности по борьбе с преступностью на стадии заключения контракта. Так, в «Е-Гаранте» увеличивается количество посредников, оформляющих полисы с искаженной информацией, отмечает Владимир Шур, заместитель директора практики по работе со страховыми компаниями КПМГ в России и СНГ.

В то же время некоторые представители «убыточных» категорий не могут получить полис даже через Е-Гарант. Например, по словам байкера Андрея «проректора» Иванова, мотоциклисты исторически сталкивались с препятствиями при получении полисов ОСАГО. Система «Е-Гарант» также не давала уверенности в регистрации: ни ему самому, ни кому-либо из его знакомых так и не удалось зарегистрировать что-либо на мотоцикл через систему. Постоянные «технические сбои» не позволяют завершить процедуру. При этом оформление через полис «Е-Гарант» на автомобиль прошло без проблем.

Хакеры издеваются

Еще одна проблема — хакеры, которые, по мнению страховщиков, атакуют сервис. Так, «РЕСО-Гарантия» поделилась с «Известиями» собственным расследованием подобных случаев.

«В нашей компании в 2021 году были выявлены сотни посредников, каждый из которых оформил более 1000 полисов. Как правило, это преступная деятельность: получение незаконных доходов от продажи «квоты» на оформление полиса, уклонение от уплаты налогов, искажение этих полисов для увеличения своей прибыли. Хакеры блокируют доступ к Е-Гарант для клиентов, резервируя за считанные минуты все выделенные номера полисов, которые потом либо перепродают (также известна цена квоты - 400 рублей), либо сами оформляют полисы с помощью виртуальных СМС-номеров, несуществующих адреса электронной почты, поддельные сканы документов. При этом по закону оформление электронного полиса ОСАГО может осуществляться только лично страхователем или владельцем транспортного средства», — прокомментировал заместитель генерального директора «РЕСО-Гарантия» Игорь Иванов.

Проверки, проведенные РЕСО-Гарантия, выявили высокий уровень полисов с признаками умышленного искажения данных среди договоров, оформленных «посредниками» через Е-Гарант. В связи с этим в компании создана группа экспертов, которая тщательно проверяет сканы всех документов на соответствие имеющимся в СПС данным и блокирует попытки обмана компании при оформлении полисов ОСАГО.

«Путь к росту тарифов»

Эксперты скептически относятся не только к «Е-Гаранту», но и к новшествам, предлагаемым на его замену. Например, вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин напоминает, что «убыточность» ОСАГО в понимании страховщиков и простых граждан разная. Если в обычной деятельности под убытком понимается превышение расходов над доходами, то для страховщиков это отношение произведенных за год выплат к страховым премиям, собранным за этот же год и относящимся к нему. Таким образом, если страховщик собрал по ОСАГО 10 млрд рублей, а выплатил 6 млрд рублей, то в отчетах он напишет об убытке 60%.

«Поскольку страховщики понимают, что поднять тарифы отдельно невозможно, они повышают тарифы для разных сегментов. Однако, например, таксисты уже сейчас платят за ОСАГО совершенно астрономические ставки, которые покрывают все убытки. При этом страховые компании не публикуют открытую статистику, а только говорят об убыточности. Перестраховочный пул и его назначение также является способом повышения тарифа для отдельных категорий граждан. Конечно, это неприемлемо, потому что некоторые сегменты водителей уже имеют высокие показатели, учитывающие все потери», — сказал Шапарин.

Страховые брокеры также скептически отнеслись к новой системе. Эксперты не верят в запуск и отладку нового механизма взамен Е-Гаранта в этом году: слишком много нюансов и участников.

«Я думаю, что это все просто разговоры. На самом деле пройдут годы, прежде чем появится работающая система, устраивающая всех участников процесса. Тем более, когда эта новая система заработает (если заработает), все равно найдутся умельцы, которые ее перехитрить», — считает страховой брокер Владимир Макеев.

Вам также может понравиться
Рубрики
Популярное