Предрейсовый осмотр автомобиля механиком
Транспортные средства должны быть осмотрены квалифицированным механиком. С 25 декабря 2017 года вступает в силу Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 6 апреля 2017 года № 141, регламентирующий новый порядок проведения предрейсового технического осмотра транспортных средств (ПТОТС). Документ содержит полный перечень процедур, которые должен провести специалист.
Если организация не имеет в штате таких специалистов, она может заключить договор на оказание данной услуги со сторонней фирмой.
Скачать образец договора на оказание услуг по предрейсовому техническому обслуживанию
Преимущества аутсорсинга техосмотра автомобиля:
- Нет необходимости нанимать дополнительных сотрудников;
- В случае аварии из-за неисправности машины ответственность за некачественную проверку будет нести компания, которая оказала услугу, а не компания, которой принадлежит транспортное средство.
Если организация планирует проводить ПФЭТС своими силами, она должна назначить ответственного сотрудника приказом.
Новый порядок устанавливает требования к квалификации работника, которые должны соответствовать одному из абзацев пункта 14.3 Приказа Минтранса от 28.09.2015 № 287:
- Наличие диплома о среднем профессиональном образовании по специальности 23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств» без предъявления требований к стажу работы (стажу);
- Наличие диплома об образовании не ниже среднего профессионального по специальностям, входящим в укрупненную группу 23.00.00 «Техника и техника наземного транспорта», за исключением специальности 23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств», с предъявлением требований к стажу работы (стажу) в области контроля технического состояния и технического обслуживания транспортных средств не менее одного года;
- Наличие диплома об образовании не ниже среднего профессионального по специальностям, не входящим в укрупненную группу 23.00.00 «Техника и технология наземного транспорта», и диплома о профессиональной переподготовке по программе профессиональной переподготовки с присвоением квалификации инспектор технического состояния транспортных средств. Требований к опыту работы нет.
Согласно п. 14.1 Приказа № 287 от 28.09.2015, кроме наличия соответствующей квалификации, специалист должен знать:
- Нормативные акты по техническому обслуживанию и ремонту подвижного состава автомобильного транспорта;
- Правила в области безопасности дорожного движения на автомобильном транспорте;
- Устройство, технические характеристики, конструктивные особенности, назначение и правила эксплуатации транспортных средств;
- Технические требования к транспортным средствам;
- Основы транспортного и трудового законодательства;
- Правила и инструкции по охране труда, пожарной безопасности.
Если на предприятии нет механиков, отвечающих этим требованиям, необходимо направить рабочих в центры переподготовки для обучения.
Предрейсовый технический осмотр машины механиком включает проверку на наличие неисправностей в:
- Тормозная система;
- Рулевое управление;
- Двигатель;
- Световые приборы (фары, поворотники);
- Тахограф;
- Звуковые сигналы;
- Схватить;
- Колеса и шины;
- Стеклоочистители и другие автокомпоненты.
Также проверяется состояние ремней безопасности и наличие аптечки.
Ежедневный предрейсовый технический осмотр
Ежедневный предрейсовый осмотр транспортных средств проводится два раза в день: перед отправлением автомобиля и после возвращения из рейса.
Если сменился водитель транспортного средства, оформляется другая путевая накладная, на которой также ставится отметка о прохождении ТО. Отметка включает: дату и время проведения технического обслуживания, подпись и ФИО контролера.
Технический осмотр должен проводиться в специальном помещении (боксе), которое должно быть оборудовано:
- Яма для обслуживания;
- Устройство для проверки пальцев;
- Датчик шин;
- Устройство, определяющее люфт руля;
- Прибор для проверки и регулировки фар;
- Мобильный фонарь;
- Газоанализатор;
- Слесарный инструмент.
Кроме того, помещение должно отапливаться и хорошо проветриваться и иметь комнату отдыха для диспетчеров.
При проверке автомобиля механик заполняет журнал предрейсового технического обслуживания. Это обязательный документ для всех организаций. Единой формы документа нет. В журнале должны быть следующие графы:
- Информация о транспортных средствах (модель, марка, регистрационный номер);
- ФИО водителя автомобиля;
- Дата и время проверки;
- Галочка;
- Подписи водителя и инспектора.
Пример предрейсового журнала выглядит следующим образом:
Скачать журнал предрейсового обслуживания
PTOTS должны выполнять все компании-перевозчики. За нарушение этого требования предусмотрена административная ответственность (ч. 3 ст. 12.31.1 КоАП РФ).
Установлены следующие штрафы:
- Для физических лиц - 3000 руб.;
- Для должностных лиц - 5000 руб.;
- Для юридических лиц - 30 000 руб.
Важно помнить, что страховая компания может отказать в возмещении ущерба при ДТП, если автомобиль не прошел ТО. В случае ДТП страховщик проверит все документы, включая путевые листы. Вы можете оспорить действия страховой компании в суде, но даже если суд встанет на сторону компании, выплата страховки будет задержана надолго.
Законодательство обязывает все компании, занимающиеся перевозками, осуществлять ПТОТС. Проверка должна проводиться квалифицированным персоналом. Отметки технического осмотра заносятся в журнал и путевые листы. Поскольку новый порядок проведения ПТОТС вступит в силу в ближайшее время, рекомендуется учитывать его при организации работы в данном направлении.