Основания для установления
Рассмотрим основания возникновения публичного сервитута.
Это право ограниченного использования запоминающего устройства обычно диктуется муниципальными требованиями. Основанием может быть заявление с соответствующим запросом на имя главы администрации субъекта Российской Федерации. В документе необходимо отразить факт необходимости использования конкретной памяти, приведя в качестве примера существующие обстоятельства, поддерживающие эту необходимость.
Право использования группой лиц любой памяти устанавливается исключительно на законных основаниях. При его установлении необходимо учитывать нормативные правовые акты как государственного, так и местного уровня. Ниже в таблице рассмотрим распространенные случаи, когда устанавливается публичный сервитут:
Основания для установления | |
1 | Для прохода или прохода. |
2 | Для дренажных работ. |
3 | С целью проведения геологоразведочных работ планируется конкретный участок земли. |
4 | Для сенокоса, рыбалки или охоты. |
5 | С целью выпаса или перегона животных. |
6 | Для размещения на территории памятных геодезических и пограничных знаков. |
7 | С целью осуществления инженерных, коммунальных, электротехнических и других работ. |
Чаще всего земля предоставляется гражданам для отдыха на природе.
Порядок процедуры
Процедура установления публичного сервитута состоит из нескольких этапов:
- Инициатор процедуры направляет заявление о предоставлении публичного сервитута в органы местного самоуправления или субъекта Российской Федерации. Также можно обратиться в многофункциональный центр (МФЦ) или отправить документы через Госуслуги.
- Государственное учреждение рассматривает заявление и затем назначает слушание.
- Во время судебного заседания необходимо вести протокол. Важно, чтобы на собрании присутствовали все заинтересованные стороны, в том числе собственники земли, которых затронет обременение.
- По результатам слушаний государственный орган выносит постановление об установлении публичного сервитута на память.
- Затем регистрируется публичный сервитут. Сведения о его учреждении вносятся в ЕГРН.
Судебная практика: размер платы за использование соседнего участка
Такое обременение является бесплатным. Но в ряде случаев требуется оценка и расчет для установления стоимости данного вида права пользования чужим земельным участком.
Таким образом, специалисты определили наиболее оптимальный маршрут и представили координаты характерных точек границ земельного участка, обремененного правом пользования соседним наделом. Площадь территории составила 6,117 кв.м. В итоге эксперты подсчитали, что ежегодная плата за публичный сервитут должна составить 241 098 рублей. в год (решение Арбитражного суда Московского округа от 27.07.2021 № Ф05-17876/2021 № А41-13)
Часто задаваемые вопросы
++++++++Мнение эксперта
Публичный сервитут регулируется ст. 23 Земельного кодекса Российской Федерации, а также ст. 9 Лесного кодекса Российской Федерации. Решение об установлении публичного сервитута принимают органы государственной власти или органы местного самоуправления. Главной целью здесь является удовлетворение государственных, муниципальных и общественных нужд. Так, может возникнуть необходимость провести систему газоснабжения через дачный участок, чтобы и хозяин, и другие дачники могли в дальнейшем подвести газ к своему участку. Собственник не будет лишен права владения, пользования и распоряжения землей. Это обременение лишь ограничивает собственника земли в ее использовании (например, столб ЛЭП может помешать копать огород в том или ином месте). Для установления права пользования чужим участком необходимо заключить письменный договор об установлении публичного сервитута за подписью собственника участка. Землевладелец вправе отказать в установлении такого обременения на своей территории либо потребовать от государственного органа, установившего обременение, уплату соразмерной платы, если это создает значительные трудности в использовании земельного участка.