Определение термина
Такой ошибкой является нарушение нормы употребления языковой единицы, входящей в состав словосочетания или предложения, а также неправильный выбор словоформы. Отличаются разнообразием и могут быть связаны с неправильным использованием словообразовательных, морфологических и синтаксических правил.
Классическим примером такой ошибки является неправильное употребление наречной фразы: «Его шляпа упала, когда он проезжал под мостом». Причастие не согласуется с определяемым словом, используется неправильно, не соответствует нормам русской литературы. Эту конструкцию можно изменить так: «Проходя под мостом, мужчина заметил, что с него слетела шляпа». Здесь герундий является зависимым словом от глагола «заметил» (заметить как? - мимоходом), поэтому предложение построено правильно.
Такие ошибки совершаются как в устной, так и в письменной речи, они часто встречаются у иностранцев, для которых русский язык не является родным. Они не мешают общению, так как слушающий или читающий все же понимает, о чем идет речь, однако характеризуют говорящего или пишущего как недостаточно грамотного человека. Поэтому их необходимо изучать и искоренять.
Классификация и разновидности
Виды грамматических ошибок типичны и связаны с основными разделами науки о языке. Если правила словообразования нарушены, то в речи могут появиться такие слова, как «промах», «акцент», «упрямство», «свои», «беспощадность».
Кроме того, при классификации грамматических ошибок различают:
- Морфологический. Булочка с джемом (или с джемом), не хватило времени на оплату проезда. В этих примерах нарушены нормы морфологии и неправильно употреблены формы слова. Правильные варианты: булочка с джемом, не хватает времени, оплатить проезд или оплатить проезд.
- Синтаксис. Они чаще всего встречаются в письменной речи, связаны с неправильным составлением предложения. Например, нарушение управленческих стандартов: «Ты должен делать свою работу лучше». Несогласие: «У меня появились друзья, которые действительно любят искусство». Нарушение границ предложения. «Я вышел на улицу. Чтобы подышать свежим воздухом».
Такого рода ошибка может быть как в простых, так и в сложных предложениях и чаще всего связана с тем, что даже те учащиеся, которые хорошо знакомы с правилами родного языка, не могут быстро применять свои знания на практике. Им сложно научиться пользоваться теорией, поэтому необходимо делать как можно больше практических упражнений, отрабатывая навык грамотного письма.
В словообразовании и морфологии
Даже те, кто любит читать и считает себя грамотным человеком, иногда допускают грамматические ошибки. Примеры и исправления приведены в следующей таблице.
Разновидность | Пример | Правильный вариант |
Словообразовательные | ||
Использование несуществующей модели образования слов | Трудолюдимый, нагинаться, завсегдатели (заведения), взятничество | Трудолюбивый, нагибаться (или нагнуться), завсегдатаи, взяточничество. |
Замена одной из морфем в слове | Отвесить | Такого слова нет, в данном примере использован антоним к слову «повесить». |
Словотворчество (носитель языка сам «придумывает» новую лексическую единицу) | Канительство, рецензист, эмпиричественный | Канитель, рецензент, эмпирический |
Морфологические | ||
Неправильно выбранная модель образования одной из форм существительного | Много собаков | Много собак |
Форма Винительного падежа неодушевленного имени совпадает по грамматике с одушевленным | Я умоляла ветерка перестать | Я умоляла ветерок перестать |
Неверный выбор падежного окончания: форма В. п. одушевленного имени совпадает с неодушевленным. | Работать заставили два кота | Работать заставили двух котов |
Изменение рода при склонении | Булочка с повидлой | Булочка с повидло |
Склонение несклоняемых имен | Играть на пианине, пить кофей, я видел в зоопарке много фламингов | Играть на пианино, пить кофе, много фламинго. |
Образование несуществующих форм: множественного числа у тех слов, которые имеют исключительно единственное и наоборот | Облак затянул небо пеленой. На столе стояло много кофеев. Надевай этот штан и пошли гулять. | Облака затянули небо. На столе стояло много чашек с кофе. Надевай эти штаны и пошли. |
Ошибка в выборе полной и краткой форм имени прилагательного | Ваза была полная воды. Ребенок был очень полон. | Надо наоборот: Ваза полна воды. Ребенок был полный. |
Некорректное (излишнее) образование степеней сравнения | Более мельче, Маша была послабже Вани, красивше | Более мелкий или мельче. Маша была слабее Вани, красивее. |
Нарушение правил образования глагольных форм | Арестант метается по камере. Маша игралась с мишкой. Дети хочут сладостей. | Арестант мечется по камере. Маша играла с мишкой. Дети хотят сладостей. |
Неверное образования числительных, особенно сложных | Он шел с триста рублями в кошельке | Он шел с тремястами рублями |
Ошибки в образовании причастий и деепричастий | Ехавши в машине; шел, озирая по сторонам. | Ехав в машине; озираясь по сторонам. |
Ошибочное образование форм местоимений | Ихний, еенный, ейный | Их, ее. |
Эти виды ошибок очень распространены в речи, поэтому на занятиях необходимо давать учащимся задания, которые помогут избавиться от них.
Как известно, лучший способ избавиться от ошибок – научиться их находить, поэтому можно использовать форму карточек: распечатать и раздать детям карточки с текстами, составленными таким образом, чтобы в них было много нарушений. норм словообразования и морфологии. Задача ученика найти все ошибки и предложить правильный вариант.
Более простым заданием является тест, который может состоять из нескольких блоков с вопросами:
- Найдите правильный вариант.
- Найдите, наоборот, вариант с грамматической ошибкой.
- Соотнесите пример ошибки с ее типом.
Такие задания научат применять полученные знания на практике и разовьют навык грамотного письма.
Нарушение синтаксических норм
Ошибки в построении словосочетаний и предложений также весьма разнообразны. Прежде всего, это неправильное употребление причастных и деепричастных оборотов. Эти конструкции относятся к категории сложных, поэтому учащиеся часто не понимают, как правильно их строить.
Например: Прибыл поезд на платформу (прибыл поезд на платформе). При чтении книги возникает ощущение несправедливости (при чтении книги).
Кроме того, распространенные нарушения синтаксиса включают:
- Ошибки в употреблении однородных терминов. Мама любила и гордилась своим сыном (мать любила сына и гордилась им, неправильно употребляются однородные сказуемые).
- Неправильное использование частиц. У него был только один порок - лень. Правильный вариант предполагает расположение частицы «все» после слова, к которому она относится: «У него был только один порок», порядок слов в данном случае правильный.
- Неправильный выбор способа выражения сказуемого. Мы ели вкусный борщ и были рады, счастливы и довольны (правильный вариант - доволен).
- Неправильное использование соглашения о способе связи. Туман сгущался по обеим сторонам реки. Это пример непоследовательного определения, поскольку слово «сторона» женского рода и с ним используется местоимение мужского рода «оба», то «оба» было бы правильным.
- Нарушение контроля. Жажда славы (жажда славы)
- Ошибки в использовании приложений. Напишите сочинение о романе «Война и мир» (непоследовательное приложение, выраженное именем собственным, не должно изменяться по падежам. Правильный вариант: о романе «Война и мир»).
В сложных предложениях тоже много вариантов. Для сложного подчиненного характерно одновременное использование подчинительной и координирующей связи (Когда атака прекратилась, но продолжали раздаваться отдельные робкие выстрелы). К ошибкам также относятся:
- Употребление двух подчинительных союзов рядом (Они хотели поехать к морю, когда наступило лето).
- Лишнее описательное слово в основной части (Она знала, что однажды в ее сердце вспыхнет любовь).
- Пропуск части составного союза между частями сложной конструкции. (Опоздала, т.к. транспорт был очень редко из-за погодных условий).
- Выделите придаточные предложения как самостоятельные единицы. (Кошка и собака сидели на полу. Ждали момента, когда мать отвернется. Чтобы украсть кусок мяса).
Ошибки в сложносочиненных предложениях связаны с заменой противительного союза союзным: «Говорящий выразил свое отношение к предмету изучения, но предоставил публике возможность согласиться или не согласиться с его тезисами». Не менее распространенной ошибкой является тавтология (чрезмерное употребление союза): «Ничто не могло его обрадовать: и солнце казалось тусклым, и ветерок не веселил, и мать с сестрой постоянно надоедали своей заботой и вниманием и вызывали только раздражение».
Это типичные грамматические ошибки, которые встречаются в письменной и устной речи. В соответствии с правилами русского языка допустить их нельзя, так как это выдает безграмотность и незнание норм.
Понравилась статья? Поделись