ozr-uk.ru
Главная »

Грамматические ошибки - классификация, виды, правило и примеры

Законы и прочие темы

Определение термина

Такой ошибкой является нарушение нормы употребления языковой единицы, входящей в состав словосочетания или предложения, а также неправильный выбор словоформы. Отличаются разнообразием и могут быть связаны с неправильным использованием словообразовательных, морфологических и синтаксических правил.

Классическим примером такой ошибки является неправильное употребление наречной фразы: «Его шляпа упала, когда он проезжал под мостом». Причастие не согласуется с определяемым словом, используется неправильно, не соответствует нормам русской литературы. Эту конструкцию можно изменить так: «Проходя под мостом, мужчина заметил, что с него слетела шляпа». Здесь герундий является зависимым словом от глагола «заметил» (заметить как? - мимоходом), поэтому предложение построено правильно.

Такие ошибки совершаются как в устной, так и в письменной речи, они часто встречаются у иностранцев, для которых русский язык не является родным. Они не мешают общению, так как слушающий или читающий все же понимает, о чем идет речь, однако характеризуют говорящего или пишущего как недостаточно грамотного человека. Поэтому их необходимо изучать и искоренять.

Классификация и разновидности

Виды грамматических ошибок типичны и связаны с основными разделами науки о языке. Если правила словообразования нарушены, то в речи могут появиться такие слова, как «промах», «акцент», «упрямство», «свои», «беспощадность».

Кроме того, при классификации грамматических ошибок различают:

  1. Морфологический. Булочка с джемом (или с джемом), не хватило времени на оплату проезда. В этих примерах нарушены нормы морфологии и неправильно употреблены формы слова. Правильные варианты: булочка с джемом, не хватает времени, оплатить проезд или оплатить проезд.
  2. Синтаксис. Они чаще всего встречаются в письменной речи, связаны с неправильным составлением предложения. Например, нарушение управленческих стандартов: «Ты должен делать свою работу лучше». Несогласие: «У меня появились друзья, которые действительно любят искусство». Нарушение границ предложения. «Я вышел на улицу. Чтобы подышать свежим воздухом».

Такого рода ошибка может быть как в простых, так и в сложных предложениях и чаще всего связана с тем, что даже те учащиеся, которые хорошо знакомы с правилами родного языка, не могут быстро применять свои знания на практике. Им сложно научиться пользоваться теорией, поэтому необходимо делать как можно больше практических упражнений, отрабатывая навык грамотного письма.

В словообразовании и морфологии

Даже те, кто любит читать и считает себя грамотным человеком, иногда допускают грамматические ошибки. Примеры и исправления приведены в следующей таблице.

Разновидность Пример Правильный вариант
Словообразовательные
Использование несуществующей модели образования слов Трудолюдимый, нагинаться, завсегдатели (заведения), взятничество Трудолюбивый, нагибаться (или нагнуться), завсегдатаи, взяточничество.
Замена одной из морфем в слове Отвесить Такого слова нет, в данном примере использован антоним к слову «повесить».
Словотворчество (носитель языка сам «придумывает» новую лексическую единицу) Канительство, рецензист, эмпиричественный Канитель, рецензент, эмпирический
Морфологические
Неправильно выбранная модель образования одной из форм существительного Много собаков Много собак
Форма Винительного падежа неодушевленного имени совпадает по грамматике с одушевленным Я умоляла ветерка перестать Я умоляла ветерок перестать
Неверный выбор падежного окончания: форма В. п. одушевленного имени совпадает с неодушевленным. Работать заставили два кота Работать заставили двух котов
Изменение рода при склонении Булочка с повидлой Булочка с повидло
Склонение несклоняемых имен Играть на пианине, пить кофей, я видел в зоопарке много фламингов Играть на пианино, пить кофе, много фламинго.
Образование несуществующих форм: множественного числа у тех слов, которые имеют исключительно единственное и наоборот Облак затянул небо пеленой. На столе стояло много кофеев. Надевай этот штан и пошли гулять. Облака затянули небо. На столе стояло много чашек с кофе. Надевай эти штаны и пошли.
Ошибка в выборе полной и краткой форм имени прилагательного Ваза была полная воды. Ребенок был очень полон. Надо наоборот: Ваза полна воды. Ребенок был полный.
Некорректное (излишнее) образование степеней сравнения Более мельче, Маша была послабже Вани, красивше Более мелкий или мельче. Маша была слабее Вани, красивее.
Нарушение правил образования глагольных форм Арестант метается по камере. Маша игралась с мишкой. Дети хочут сладостей. Арестант мечется по камере. Маша играла с мишкой. Дети хотят сладостей.
Неверное образования числительных, особенно сложных Он шел с триста рублями в кошельке Он шел с тремястами рублями
Ошибки в образовании причастий и деепричастий Ехавши в машине; шел, озирая по сторонам. Ехав в машине; озираясь по сторонам.
Ошибочное образование форм местоимений Ихний, еенный, ейный Их, ее.

Эти виды ошибок очень распространены в речи, поэтому на занятиях необходимо давать учащимся задания, которые помогут избавиться от них.

Как известно, лучший способ избавиться от ошибок – научиться их находить, поэтому можно использовать форму карточек: распечатать и раздать детям карточки с текстами, составленными таким образом, чтобы в них было много нарушений. норм словообразования и морфологии. Задача ученика найти все ошибки и предложить правильный вариант.

Более простым заданием является тест, который может состоять из нескольких блоков с вопросами:

  1. Найдите правильный вариант.
  2. Найдите, наоборот, вариант с грамматической ошибкой.
  3. Соотнесите пример ошибки с ее типом.

Такие задания научат применять полученные знания на практике и разовьют навык грамотного письма.

Нарушение синтаксических норм

Ошибки в построении словосочетаний и предложений также весьма разнообразны. Прежде всего, это неправильное употребление причастных и деепричастных оборотов. Эти конструкции относятся к категории сложных, поэтому учащиеся часто не понимают, как правильно их строить.

Например: Прибыл поезд на платформу (прибыл поезд на платформе). При чтении книги возникает ощущение несправедливости (при чтении книги).

Кроме того, распространенные нарушения синтаксиса включают:

  1. Ошибки в употреблении однородных терминов. Мама любила и гордилась своим сыном (мать любила сына и гордилась им, неправильно употребляются однородные сказуемые).
  2. Неправильное использование частиц. У него был только один порок - лень. Правильный вариант предполагает расположение частицы «все» после слова, к которому она относится: «У него был только один порок», порядок слов в данном случае правильный.
  3. Неправильный выбор способа выражения сказуемого. Мы ели вкусный борщ и были рады, счастливы и довольны (правильный вариант - доволен).
  4. Неправильное использование соглашения о способе связи. Туман сгущался по обеим сторонам реки. Это пример непоследовательного определения, поскольку слово «сторона» женского рода и с ним используется местоимение мужского рода «оба», то «оба» было бы правильным.
  5. Нарушение контроля. Жажда славы (жажда славы)
  6. Ошибки в использовании приложений. Напишите сочинение о романе «Война и мир» (непоследовательное приложение, выраженное именем собственным, не должно изменяться по падежам. Правильный вариант: о романе «Война и мир»).

В сложных предложениях тоже много вариантов. Для сложного подчиненного характерно одновременное использование подчинительной и координирующей связи (Когда атака прекратилась, но продолжали раздаваться отдельные робкие выстрелы). К ошибкам также относятся:

  1. Употребление двух подчинительных союзов рядом (Они хотели поехать к морю, когда наступило лето).
  2. Лишнее описательное слово в основной части (Она знала, что однажды в ее сердце вспыхнет любовь).
  3. Пропуск части составного союза между частями сложной конструкции. (Опоздала, т.к. транспорт был очень редко из-за погодных условий).
  4. Выделите придаточные предложения как самостоятельные единицы. (Кошка и собака сидели на полу. Ждали момента, когда мать отвернется. Чтобы украсть кусок мяса).

Ошибки в сложносочиненных предложениях связаны с заменой противительного союза союзным: «Говорящий выразил свое отношение к предмету изучения, но предоставил публике возможность согласиться или не согласиться с его тезисами». Не менее распространенной ошибкой является тавтология (чрезмерное употребление союза): «Ничто не могло его обрадовать: и солнце казалось тусклым, и ветерок не веселил, и мать с сестрой постоянно надоедали своей заботой и вниманием и вызывали только раздражение».

Это типичные грамматические ошибки, которые встречаются в письменной и устной речи. В соответствии с правилами русского языка допустить их нельзя, так как это выдает безграмотность и незнание норм.


Понравилась статья? Поделись

Вам также может понравиться
Рубрики
Популярное