Как зарегистрироваться в качестве безработного и получать пособие онлайн: два способа
Пандемия коронавируса, разразившаяся в мире в марте 2020 года, добралась и до России. Ограничительные меры, вынужденная приостановка деятельности многих предприятий, огромные убытки для работодателей, значительные сокращения штатов привели к тому, что многие россияне в апреле-мае 2020 года остались без работы и заработка. Для них остро стоял вопрос получения официального статуса безработного. Эта мера необходима для:
- Получить помощь от центра занятости в поиске новой работы;
- Получить пособие.
Поскольку ситуация с коронавирусом уникальна, Правительство Российской Федерации приняло ряд постановлений, которые:
Теперь у граждан есть возможность оформить пособие по безработице в центре занятости онлайн — процедура временная и действует только до конца 2020 года.
Сохраняется традиционный, офлайн, порядок подачи заявлений: гражданин вправе подать бумажное заявление или обратиться в центр занятости за помощью в заполнении электронной версии.
Подать заявку на пособие по безработице дистанционно можно двумя способами: через официальный интернет-портал госуслуг или через портал «Работа в России». Перед подачей заявления через сайт госуслуг или портал «Работа в России» гражданин должен зарегистрироваться в Единой системе идентификации и аутентификации — такая регистрация есть у всех, кто пользуется сайтом «Госуслуги».
Инструкция, как оформить пособие по безработице онлайн через «Госуслуги»
Шаг 1. Зайдите на сайт госуслуг, авторизуйтесь на нем и перейдите на вкладку «Услуги» на главной странице.
Шаг 2. Найдите раздел «Работа и трудоустройство» и выберите в нем услугу «Получение пособия по безработице и постановка на учет в центре занятости».
Шаг 3. Прочтите справочную информацию и нажмите кнопку «Получить услугу».
Шаг 4. Заполните предложенную анкету (некоторые поля система заполнит автоматически), прикрепите необходимые документы и нажмите кнопку «Подать заявку».
После завершения оформления документы поступают в центр занятости на рассмотрение, отредактировать заявление о безработице можно в Госуслугах, если оно еще не отправлено и находится в статусе черновика. Если документы уже отправлены, пользователь сможет отредактировать представленную информацию только в том случае, если проверяющие обнаружат в ней ошибки или неточности и вернут документы на доработку.
«Госуслуги» предоставляет пользователю возможность отозвать заявление о приеме на работу в «Госуслуги»: для этого необходимо войти в ленту уведомлений в личном кабинете пользователя, найти нужный документ, нажать на три точки рядом с ним и кнопку «Отмена».
Аналогичная процедура подачи осуществляется через портал «Работа в России».
Инструкция как подать заявление на пособие по безработице на портале «Работа в России»
Шаг 1. На стартовой странице портала нажмите кнопку «Подать заявку».
Шаг 2. Прочтите предоставленную информацию и нажмите кнопку «Подать заявку на пособие по безработице».
Шаг 3. Нажать кнопку «Войти», система предложит авторизоваться через ЕСИА, а после получения согласия пользователя предоставит анкету, часть которой заполняется автоматически. Пользователю необходимо заполнить свободные поля и нажать кнопку «Подать заявку».
В личном кабинете на портале пользователь имеет возможность отслеживать статус заявки на пособие по безработице, и при желании отозвать ее. Отзыв доступен в любое время, но важно помнить, что восстановить старое обращение невозможно, а подать новое пользователь сможет только через неделю после отзыва предыдущего.
Процесс определения того, как повторно подать заявление на получение пособия по безработице, такой же, как и при первоначальной подаче заявления.
Какие документы нужны
Для регистрации в качестве безработного гражданину необходимо не только заполнить онлайн заявление о безработице, но и сопроводить его следующими документами:
- Фото паспортного разворота с регистрацией;
- Документ об образовании;
- Фото свидетельства о рождении детей до 18 лет, если таковые имеются;
- Цветные фотографии первой страницы и последней записи в трудовой книжке;
- Реквизиты банковского счета, на который заявитель намерен получать пособия.
Сколько ждать пособия и кому откажут
Стандартный срок рассмотрения заявления на пособие по безработице составляет 11 дней с момента подачи. В этот период центр занятости населения делает запросы в Пенсионный фонд Российской Федерации, органы внутренних дел и органы ЗАГС для выяснения ситуации заявителя. Также в этот период центр занятости принимает меры по содействию соискателю в трудоустройстве. Для этого ему направляются два сообщения об имеющихся вакансиях, собеседования по которым проводятся дистанционно. В течение трех дней после получения уведомления о вакансиях соискатель должен пройти собеседование. Если собеседования проходят успешно, гражданин трудоустроен и не получает статус безработного. Если собеседование не проходит, заявителю присваивается статус безработного и назначается пособие.
Не считаются безработными:
- Лица моложе 16 лет;
- Пенсионеры;
- Заключенные;
- Официально трудоустроен;
- Лица, выполняющие оплачиваемую работу или реализующие продукцию по договорам;
- Индивидуальные предприниматели, нотариусы, адвокаты или самозанятые;
- Военнослужащие;
- Студенты очной формы обучения;
- Члены крестьянских хозяйств, производственных кооперативов, артелей;
- Учредители и члены коммерческих организаций.