Куда пожаловаться
Все жильцы дома имеют право на получение качественных услуг, это правило регламентировано ст. 4 Закона о защите прав потребителей (LZPP). Если они считают работу своей управляющей компании неэффективной или не отвечающей интересам собственников жилых помещений, то могут предъявить претензии в несколько организаций. Их список приведен в таблице.
Наименование структуры | В каком случае |
Руководству УК | Это первоначальная инстанция, директор обязан рассматривать все жалобы и реагировать на них. Повод может быть абсолютно любой (холодные батареи, нагрубили сотрудники, не течет горячая вода, нарушены сроки отключения холодной воды). |
В государственную жилищную инспекцию | В это учреждение можно обратиться, если руководство УК бездействует. В этом случае рассматриваются поступившие обращения, связанные с нарушениями в сфере жилищно-коммунального хозяйства при обслуживании домов. |
В Роспотребнадзор | Это одно из госучреждений, рассматривающее претензии граждан, получающих коммунальные услуги или в случае несоблюдения договорных условий УК с собственниками квартир. |
В органы прокуратуры | Это универсальный вариант, в учреждение обращаются граждане по любому обоснованному поводу, если поступила информация о нарушении действующего законодательства. Допускается составление заявления от одного или всех собственников многоквартирного дома. |
В суд | В эту инстанцию жильцы обычно обращаются, если были исчерпаны все пути решения сложившейся проблемы, но вопрос не был решен. |
Не бойтесь искать правду в специализированных службах, за это госструктуры не будут вас преследовать. Боритесь за свои права!
Остановимся подробнее на порядке обращения в эти организации.
Руководителю управляющей компании
Перед обращением в контролирующие органы или в суд нужно постараться решить вопрос мирным путем – сообщить о своих претензиях директору УК, чтобы он разобрался в ситуации.
Например, нужно выяснить, нет ли неприятного запаха в подъезде. Это может быть следствием того, что управляющие компании своевременно не вывозят мусор с территории возле домов, из-за этого появляются тараканы и крысы. В данном случае вина и ответственность полностью лежит на СКК.
Итак, вам необходимо написать заявление и подать его в офис учреждения.
В результате рассмотрения ожидается два варианта:
- Ваши требования будут удовлетворены, а нарушения устранены;
- Компания не выполняет свои обязательства.
В идеале, если проблема решена, то вопрос решен. Если обращение проигнорировали или отказали в содействии в устранении недостатков, то есть и другие способы воздействия УК.
В ЖЭК
Если директор УК не помог в решении проблемы, то по вашему письменному заявлению за дело возьмутся специалисты ГЖИ.
Инспекция в основном решает технические вопросы, связанные с эксплуатацией многоквартирных домов, связанные с:
- Правила эксплуатации здания;
- Соблюдение норм и расчетов при обслуживании дома;
- Работа по подготовке к отопительному периоду и соблюдение установленных сроков.
Управляющей компании предстоит тщательная проверка, по итогам нарушителю грозит:
- Назначение административного штрафа;
- Выдаст предписание об устранении всех выявленных нарушений (даже тех случаев, которые не были указаны в обращении);
- Возможны новые штрафы при несоблюдении требований ГЖИ.
To Rospotrebnadzor
Если вы не удовлетворены результатом проверки деятельности УК вышеперечисленными органами, следующей инстанцией для подачи жалобы является Роспотребнадзор.
Все претензии к госучреждению предъявляются на основании ПОЗПП с учетом Жилищного и Гражданского кодекса.
Жалобы, связанные с:
- При необоснованном завышении тарифов на оказываемые услуги;
- Несоблюдение договорных отношений между участниками;
- Подозрение на нецелевое использование средств.
Роспотребнадзор имеет более широкий круг полномочий, чем ГЖК. Например, учреждение может обязать УК выплатить денежную компенсацию за некачественные или неоказанные услуги.
В прокуратуру
Обращению в районную прокуратуру должна предшествовать жалоба в другие контролирующие органы – ГЖИ и Роспотребнадзор. Если вы сразу решите обратиться за помощью к прокурору, то велика вероятность того, что жалоба будет перенаправлена в эти учреждения для рассмотрения.
В суд
Если ваши просьбы связаны с нарушением условий договора УК, например, не выносят мусор, или не моют полы в подъезде, то достаточно будет обратиться в указанные органы выше, и проблема будет решена.
При необходимости решения денежной компенсации в случае причинения имущественного ущерба или причинения вреда здоровью человека (например, глыба льда, которую своевременно не убрали сотрудники УК, упала с крыши дома на автомобиль или человек), в этом случае нужно обращаться в суд с исковым заявлением.
Как подать жалобу
Заявка оформляется в произвольной форме, но с соблюдением общепринятых норм. Документ должен содержать следующие пункты:
- "Шляпа". Это информационный раздел, здесь указываются наименование учреждения, в которое подается жалоба, сведения о самом заявителе (имя, адрес и телефон).
- Название документа. В нашем случае это жалоба.
- Основная часть. Необходимо подробно рассказать обо всех допущенных нарушениях УК, к каким последствиям это привело, был ли причинен имущественный ущерб.
- Требования. Напишите, что вы хотите получить в итоге. Например, устранить течь батареи и наказать виновного.
- Список прилагаемых подтверждающих документов.
- Ставится дата заполнения и подпись заявителя.
Как подать жалобу
Существует несколько способов отправки документов:
- Лично подать жалобу в офис компании, работники должны поставить печать с отметкой о принятии;
- Отправить заказным письмом с уведомлением о вручении, чтобы вы могли быть уверены, что письмо доставлено;
- Онлайн-сервисы: портал Госуслуг или через официальный сайт учреждения.
Для удобства владельцев жилых помещений предлагается направлять обращения в контролирующие органы в электронном виде. Через сайт компании или через Госуслуги. Следуя пошаговой инструкции, граждане могут пожаловаться на УК, не выходя из дома.