ozr-uk.ru
Главная »

Lex77: Юрист Суды Москвы: Освобождение от госпошлины пенсионного фонда

Пенсии и пособия
Содержание

Судебная практика

Ш. обратился в суд с иском к территориальному органу Пенсионного фонда Российской Федерации о признании недействительным решения об отказе в досрочном назначении страховой пенсии по старости, об обязании его включать периоды работы в специальный стаж и о назначении страховая пенсия по возрасту досрочно.

Решением суда первой инстанции, оставленным без изменения апелляционным определением суда апелляционной инстанции, требования Ш. удовлетворены частично.

Не согласившись с решением суда первой инстанции и апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам областного суда, пенсионное управление обратилось в судебную коллегию по гражданским делам Кассационного суда общей юрисдикции с кассационной жалобой. Кассационная жалоба содержала просьбу об освобождении пенсионного органа от уплаты государственной пошлины при подаче кассационной жалобы в соответствии с подп. 19 р. 1 ст. 333.36 НК РФ (освобождение государственных органов, действующих по делам, рассматриваемым Верховным Судом РФ, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков, от уплаты государственной пошлины).

Отказ в удовлетворении ходатайства пенсионного органа об освобождении от уплаты государственной пошлины при подаче кассационной жалобы и оставление кассационной жалобы пенсионного органа на основании ч. 1 ст. 378.2 ГПК РФ без движения, так как подано с нарушением требований, установленных ч. 7 ст. 378 ГПК РФ, судья кассационного суда общей юрисдикции исходил из того, что Пенсионный фонд Российской Федерации не отнесен к исполнительным органам, Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы являются юридическими лицами с организационно-правовой формой - государственные учреждения и не наделены статусом государственного органа, в связи с чем территориальному органу Пенсионного фонда Российской Федерации не может быть предоставлено освобождение от уплаты государственной пошлины, предусмотренной подп. 19 р. 1 ст. 333.36 НК РФ.

Поскольку к кассационной жалобе пенсионного органа не приложен документ, подтверждающий уплату государственной пошлины, судья кассационного суда общей юрисдикции установил заявителю срок для устранения обстоятельств, послуживших основанием для оставления в кассационном порядке обращение без движения - до 26 декабря 2019 года.

Определением от 9 января 2020 года судья кассационного суда общей юрисдикции вернула кассационную жалобу пенсионного органа без рассмотрения по существу на основании п. 1 ч. 1 ст. 379.1 ГПК РФ в связи с тем, что пенсионный орган не устранил обстоятельства, послужившие основанием для оставления кассационной жалобы без движения, в срок, установленный определением об оставлении кассационной жалобы без движения (до 26 декабря 2019 г.).

Судебная коллегия по гражданским делам Кассационного суда общей юрисдикции согласилась с выводами судьи Кассационного суда общей юрисдикции, изложенными в определении от 26 ноября 2019 года об оставлении кассационной жалобы пенсионного органа без движения и в определении от 09.01.2020 о возвращении кассационной жалобы пенсионного органа без рассмотрения по существу.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации признала выводы судьи Кассационного суда общей юрисдикции и судебной коллегии по гражданским делам Кассационного суда общей юрисдикции об оставлении кассационной жалобы о назначении пенсии органом без движения и вернуть кассационную жалобу без рассмотрения по существу как существенно нарушающую нормы закона. непредставление пенсионным органом в суд документа, подтверждающего уплату государственной пошлины (№ 16-КГ20-11-К4).

В соответствии с пп. 1, 2 Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации (России), утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 2122-И, Пенсионный фонд Российской Федерации (России ) создан в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в Российской Федерации. Пенсионный фонд Российской Федерации и его средства находятся в государственной собственности Российской Федерации. Средства Пенсионного фонда Российской Федерации не включаются в состав бюджетов, иных фондов и изъятию не подлежат.

Средства Пенсионного фонда Российской Федерации направляются на выплату в соответствии с законодательством, действующим на территории Российской Федерации, межгосударственными и международными договорами о государственном пенсионном обеспечении, в том числе гражданам, выезжающим за пределы Российской Федерации (абзац второй пункта 6 Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации).

Указ Президента Российской Федерации от 27 сентября 2000 г. № 1709 "О мерах по совершенствованию управления государственным пенсионным обеспечением в Российской Федерации" в целях совершенствования управления государственным пенсионным обеспечением в Российской Федерации, Пенсионный фонд Российской Федерации и ее территориальные органы наделены полномочиями по выплате государственных пенсий (пункт 1 указанного Указа Президента Российской Федерации).

Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», как следует из его преамбулы, устанавливает организационные, правовые и финансовые основы обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации.

Ч. 1 ст. 5 Федерального закона № 167-ФЗ установлено, что обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации осуществляется страховщиком, которым является Пенсионный фонд Российской Федерации. Пенсионный фонд Российской Федерации (государственное учреждение) и его территориальные органы составляют единую централизованную систему органов управления средствами обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации, в которой нижестоящие органы подотчетны вышестоящим.

Пенсионный фонд Российской Федерации обязан обеспечивать целевое использование средств обязательного пенсионного страхования, а также осуществлять контроль за их использованием, в том числе на основании данных индивидуального (персонифицированного) учета (абзац восьмой п. 2 ст. 13 Федерального закона № 167-ФЗ).

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 3 Постановления от 25 июня 2001 г. № 9-П, Пенсионный фонд Российской Федерации выполняет, по сути, функции страховщика, осуществляет оперативное управление средствами обязательного (государственного) пенсионного страхования, обеспечивает назначение и своевременную выплату государственных пенсий. Следовательно, Пенсионный фонд Российской Федерации наделен государственными полномочиями по обеспечению конституционного права на государственную пенсию, в том числе полномочиями по назначению этих пенсий, именно такие полномочия по закону относятся к сфере функционирования исполнительной власти и его тела.

Как следует из материалов дела, причиной обращения Ш. в суд стало его несогласие с решением пенсионного органа об отказе в досрочном назначении ему страховой пенсии по старости.

Таким образом, исходя из изложенного, участие пенсионного органа в рассмотрении данного дела в качестве ответчика, а также последующее обжалование вынесенных по делу судебных решений в апелляционном и кассационном порядке обусловлено осуществлением пенсионным органом органов государственной власти, направленных на защиту интересов государства в сфере государственного регулирования обязательного пенсионного страхования, назначения и выплаты государственных пенсий и страховых пенсий по старости в Российской Федерации, в связи с чем при подаче кассационной жалобы размер пенсии органа в соответствии с положениями подп. 19 р. 1 ст. 333.36 НК РФ подлежит освобождению от уплаты государственной пошлины.

Указанная правовая позиция подтверждена в п. 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 мая 2019 г. № 13 «О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации». Российской Федерации в связи с исполнением судебных актов об обращении взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации», согласно п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», в котором ранее разъяснялось, что Пенсионный фонд Российской Федерации не распространяется на государственные органы, которые в силу подп. . 19 р. 1 ст. 333.36 НК РФ при обращении в суд освобождаются от уплаты государственной пошлины.

При таких обстоятельствах Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации отменила судебные постановления кассационного суда общей юрисдикции и направила кассационную жалобу пенсионного органа с делом в кассационный суд общей юрисдикции для исполнения с требованиями ст. 378.1 ГПК РФ и о принятии кассационной жалобы к производству судом кассационной инстанции.

Вам также может понравиться
Рубрики
Популярное