Страховку будут проверять камеры
По данным Российского союза автостраховщиков, около 10% автомобилистов ездят без полиса ОСАГО, и этот показатель остается стабильным на протяжении последних нескольких лет. В то же время Союз активно работает над сокращением количества водителей без страховки на дорогах.
«ППС и ГИБДД подготовили новую блок-схему для реализации возможности проверки наличия полиса ОСАГО с помощью камер», — рассказали «Известиям» в организации.
Страховщики заявляли об этой идее еще в 2015 году. Однако запуск механизма проверки страховки с использованием камер фото- и видеофиксации нарушений ПДД неоднократно откладывался. Этот процесс может ускориться после передачи системы АИС ОСАГО в ЦБ, считают в Банке России.
Пенальти больше не пугают
Эксперты и парламентарии неоднозначно оценили инициативу петербургских депутатов. По словам председателя Российского движения автомобилистов Виктора Похмелкина, из-за низких штрафов водителям выгоднее платить их несколько раз в год, чем покупать страховку.
- От автомобилистов, не оформивших ОСАГО, в первую очередь страдают невиновные водители. Если у виновника ДТП нет страховки, то пострадавший, даже имея автополис, не сможет рассчитывать на возмещение ущерба от страховой компании, рассказал он «Известиям».
Аналогичной позиции придерживается Игорь Моржаретто, партнер аналитического агентства «Автостат». По его мнению, давно назрела необходимость увеличения штрафов за отсутствие полиса ОСАГО.
- Нынешний размер штрафа был актуален 15-20 лет назад, когда средняя стоимость страховки составляла 2 тысячи рублей. Сейчас, когда ОСАГО, по данным ППШ, стоит в среднем около 6 тысяч рублей, такие штрафы уже не пугают тех, кто не покупает полис, уверен он.
Водители разочарованы
У инициативы петербургских депутатов есть и противники, в том числе и в Госдуме. В частности, замглавы фракции ЛДПР в Госдуме Ярослав Нилов считает эту идею "сырой, а аргумент неубедительной".
«Водители, отвечающие за управление транспортным средством, без штрафов и напоминаний, прекрасно понимают, что полис ОСАГО — это защита, в первую очередь, для них. И на фоне роста тарифов и стоимости полиса ОСАГО отдельную категорию автовладельцев, отказывающихся от покупки полиса, не остановит штраф — будь то 800 рублей или 5 тысяч», — отметил депутат в своем Telegram. канал.
Автомобилисты не покупают полисы ОСАГО, потому что разочаровались в автогражданине и не верят, что он поможет, считает вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин. По его словам, полностью отремонтировать машину за сумму, полученную от страховой компании, не получится. В этом случае сам полис становится только дороже.
- Водители будут активно покупать страховки, если система ОСАГО будет радикально реформирована. Идея увеличения штрафа точно не стимулирует такую реформу, уверен Шапарин.
Кроме того, предложение депутатов противоречит принципу соразмерности наказания, считает эксперт. По его словам, данная инициатива по степени общественной опасности фактически приравнивает отсутствие полиса ОСАГО к превышению скорости на 80 км/ч и более или выезду на встречную полосу (впервые).
С ним согласен Сергей Радько, юрист движения «Свобода выбора». По его словам, штрафы за отсутствие страховки, возможно, придется увеличить, но только после реформирования системы ОСАГО.
- Я думаю, что парламентарии начали не с того конца. Прежде чем увеличивать штраф за отсутствие страховки, необходимо убедиться, что водители понимают, что полис поможет им в случае ДТП, а не бегают за страховой компанией или виновником ДТП, пытаясь получить компенсацию за нанесенный ущерб. В этом случае необходимость в таком штрафе отпадет сама собой — автомобилисты сами будут заинтересованы в покупке страховки, подчеркнул юрист.