Кто и когда может жаловаться: нормативная база
Участники торгов, контролирующие организации и объединения юридических лиц вправе обжаловать решение, действие или бездействие заказчика, оператора электронной площадки, членов аукционной комиссии, распорядителя контракта. Все заявления о нарушениях Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ о контрактной системе в сфере закупок рассматриваются Федеральной антимонопольной службой России.
Закон 44-ФЗ не предусматривает отдельного перечня нарушений, при которых участник торгов имеет право на обжалование. Но определить его достаточно легко с помощью КоАП РФ, так как законодатель предусмотрел наказание за каждый проступок. Итак, вы можете подать заявку, если нарушено следующее:
- Способ и условия определения победителя;
- Порядок определения начальной цены контракта;
- Порядок и сроки проведения обязательного публичного обсуждения закупки;
- Сроки раскрытия информации и документов в ЕИС;
- Правила рассмотрения и оценки заявок, окончательных предложений;
- Правила возврата залога, блокировки операций по счету участника;
- Порядок заключения, изменения или расторжения договора;
- Порядок проведения электронного аукциона или порядок аккредитации на нем;
- Требования к пакету документов, представляемых участниками, либо к размеру и способам обеспечения исполнения заявки или договора.
Как подать жалобу в ФАС в электронном виде
Основополагающим нормативным актом для предпринимателя, решившего пожаловаться на нарушение закона 44-ФЗ, является Приказ ФАС России № 727/14 от 19.11.2014. Из него следует, что обращение составляется на русском языке и должно быть в письменной форме.
Вы также можете подать электронную жалобу, подписанную цифровой подписью. Удостоверяется либо самим заявителем, либо его представителем. В последнем случае дополнительно представляется доверенность. Отправить заявку можно двумя способами: через официальный сайт службы или по электронной почте [email protected].
Необходимая информация:
- Информация о заявителе, включая почтовый адрес, электронную почту, телефон;
- Сведения о лице, чьи действия/решения обжалуются;
- Номер закупки, если действия оператора электронной площадки не обжалуются;
- Причина обращения;
- Документы, подтверждающие доводы заявителя;
- Список прилагаемых документов.
На сайте ведомства есть образец того, как должна выглядеть жалоба в УФАС по 44-ФЗ.
Рекомендуем вам также посмотреть на реальный пример — жалобу ФАС на ООО «Глисон».
Посмотреть полный
Чтобы ответить на запрос предпринимателя, он должен соответствовать не только требованиям к содержанию. Его по-прежнему необходимо представить в определенные сроки. В противном случае отдел откажет, а обжаловать решения или действия заказчика можно будет только в суде.
Для удобства приводим допустимые сроки направления писем в ФАС в связи с нарушением норм 44-ФЗ в виде таблицы
На что жалуются | Какие сроки подачи |
---|---|
Действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, закупочной комиссии, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего | В любое время после размещения плана закупок в ЕИС, но не позднее 10 дней с даты размещения в ЕИС протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе, в запросе котировок, протокола запроса предложений, а в случае определения поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом - с даты подписания соответствующего протокола |
Действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, закупочной комиссии, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, допущенные при проведении электронного аукциона | В любой момент определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а также в период аккредитации на электронной площадке, но не позднее 10 дней с даты размещения на электронной площадке:
|
Содержание закупочной документации | До истечения срока подачи заявок |
Действия (бездействие) оператора электронной площадки, связанные с аккредитацией участника размещения заказа на электронной площадке | В течение 30 дней со дня совершения оспариваемых действий (бездействия) |
Действия (бездействие), совершенные при рассмотрении вторых частей заявок на участие в электронном аукционе или при заключении договора | Конкретных сроков не установлено - главное успеть до заключения договора |
Сколько это будет считаться?
Процедура рассмотрения обращений состоит из нескольких этапов: предварительное ознакомление, изучение материалов по существу, подготовка и представление текста решения. На первый этап отводится 2 рабочих дня. В это время заявителю и лицам, действия которых оспариваются, направляются сведения о дате и месте рассмотрения жалобы. Предприниматель может лично присутствовать на собрании или направить туда своего представителя.
На изучение материалов антимонопольщикам дается 5 рабочих дней. Еще 3 рабочих дня придется ждать, пока будет готово решение.
Такие же сроки предусмотрены для публикации материалов в сети Интернет. Согласно Постановлению Правительства РФ от 27.10.2015 N 1148, сведения о нарушениях законодательства 44-ФЗ должны фиксироваться в ЕИС в сфере закупок. Федеральная антимонопольная служба Москвы дублирует реестр жалоб. На специальной странице отдела вы можете найти уведомления о принятии писем к рассмотрению, и ранее принятые решения по подобным ситуациям.
Когда они могут отказаться
Есть несколько причин, по которым заявка может быть отклонена.
- Жалоба лица, не участвовавшего в закупочных процедурах. По факту его права не были нарушены, поэтому апелляция рассматриваться не будет.
- Сроки сорваны. При этом решение, действие или бездействие могут быть обжалованы только в судебном порядке.
- Одно приложение содержит указания на нарушения в нескольких разных процедурах. Они откажутся рассматривать такое дело, так как одно заявление должно содержать незаконные факты только в ходе одной покупки.
- По этим же фактам уже подана апелляционная жалоба, по ней принято решение.
Добавим, что каждый имеет право на защиту в суде. Подать иск необходимо до истечения трех месяцев со дня, когда участник узнал о нарушении своих прав и интересов.