ozr-uk.ru
Главная »

Один полис на двоих: в России и Беларуси появится общая ОСАГО | Статьи | Новости

Автомобильное право

Два вида страховки

Российский союз автостраховщиков (РСА) поддерживает идею создания единого ОСАГО. По словам Сергея Разувана, исполнительного директора Бюро Зеленой карты ЮАР, его появление — завершающий этап большого интеграционного процесса и сближения законодательства. Он подчеркнул, что концепция закона, одобренная парламентом Союзного государства, предусматривает поэтапное введение единого транспортного средства гражданина.

- Первый предусматривает возможность приобретения национального полиса ОСАГО с продлением на другую страну по выбору водителя. Это даст возможность желающим не приобретать дополнительную страховку для поездки из России в Республику Беларусь и обратно», — сказал он «Известиям».

Фактически впервые и в России, и в Беларуси будут доступны два вида страхования. Первый будет действовать только на территории той страны, где он был выдан. Второй находится на территории Союзного государства вне зависимости от того, где он был оформлен.

По словам Разуван, на начальном этапе нет необходимости в радикальном изменении страхового законодательства обеих стран. По его мнению, на данном этапе потребуются лишь «точечные изменения на национальном уровне». Дальнейшая интеграция потребует более глубоких изменений в законодательстве, считает исполнительный директор бюро Green Card СПС.

«Для перехода на единый полис ОСАГО потребуется многолетняя работа по сведению воедино не только законодательства в сфере ОСАГО, но и соответствующей нормативно-правовой базы, анализ его правоприменения», — подчеркнул Сергей Разуван в интервью Известиям.

По мнению экспертов, основные сложности при адаптации и гармонизации законодательства двух стран могут возникнуть в первую очередь с российскими подзаконными актами.

- Если сам закон «Об ОСАГО» вполне логичен и понятен, то подзаконные акты в виде приказов и указаний ЦБ непрозрачны. Такая интеграция и гармонизация станет своеобразной проверкой российского законодательства о гражданстве автотранспортных средств независимой стороной, не привлекаемой российскими страховщиками, — считает вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин.

Он считает логичной идею создания единого полиса ОСАГО. Сейчас Беларусь — одна из самых популярных стран, которые посещают российские автомобилисты. Появление единого полиса ОСАГО позволит водителям обеих стран сэкономить: им не нужно будет дополнительно оформлять страховку «Зеленая карта» при въезде в соседнее государство, отметил эксперт.

Цена вопроса

По словам заместителя председателя комиссии Парламентского собрания по законодательству и регламенту Сергея Сивца, стоимость единого полиса ОСАГО для граждан России и Беларуси будет одинаковой.

- Абсолютную цифру называть пока рано, но она будет такой же. Проект концепции предполагает унификацию подходов к гражданско-правовой ответственности и на сегодняшний день находится в высокой степени готовности, — цитирует Сивца РИА Новости.

Однако, по мнению Сергея Разуван, концепция закона предполагает на первом этапе возможность взаимного признания полисов даже в рамках разных национальных законодательств.

«На начальном этапе инерции предполагается применение принципа, при котором порядок заключения договора и ценообразование определяются законодательством страны, выдавшей полис, а порядок урегулирования претензий потерпевших, в том числе страховые лимиты , регулируется законодательством страны, в которой произошло ДТП, — сказал он «Известиям».

Унификация требований к тарифам, коэффициентам, влияющим на стоимость страхования, и лимитам возмещения при несчастном случае также предусмотрена утвержденной концепцией закона, но в более отдаленной перспективе, отметил Сергей Разуван.

Белорусское законодательство, определяющее тарифы по ОСАГО (аналог отечественного ОСАГО), очень похоже на российское. В этой стране на стоимость полиса влияет мощность автомобиля, стаж и аварийность водителя, а также территориальные коэффициенты.

По словам вице-президента НАН Антона Шапарина, при прочих равных эта страховка для белорусских водителей обходится дешевле, чем для россиян.

«Если российские правила определения стоимости автополиса лягут в основу единого законодательства, то это станет неприятным сюрпризом для белорусских автомобилистов», — уверен он.

Долой шансы

Основные возражения к тарификации ОСАГО у экспертов вызывают коэффициенты, с учетом которых рассчитывается стоимость страховки, в частности, коэффициент мощности автомобиля и территориальный коэффициент, изменившийся в середине сентября. По мнению председателя Российского движения автомобилистов Виктора Похмелкина, они несправедливы и необоснованны.

— В отличие от показателей водительского стажа и истории его ДТП, эти коэффициенты не связаны с аварийностью и никак на нее не влияют. Если в ходе адаптации законодательства двух стран будет принято решение об отказе от них, от этого только выиграют и российские, и белорусские автомобилисты, уверен Похмелкин.

Вам также может понравиться
Рубрики
Популярное