Изменения в законодательстве об ОСАГО
В последнее время произошли изменения в законодательстве Российской Федерации, которые коснулись автострахования. Они четко разграничили, когда страховая сумма выплачивается наличными, а в каких случаях транспортное средство отправляется на восстановление в техническую службу.
Весной 2017 года Президент России подписал новые поправки к Федеральному закону № 40 «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» от 25 апреля 2002 года.
Согласно новым законодательным изменениям, договоры ОСАГО, заключенные до 28 апреля 2017 года, обслуживаются в соответствии с законодательством до внесения изменений. А вот договоры, заключенные после этой даты, сопровождаются в соответствии с нововведениями.
Давайте посмотрим, какие изменения произошли в законодательных актах.
Внесенные изменения позволили четко определить, в каких случаях страховое возмещение производится в натуральной форме, а когда выплата производится в денежной форме.
Мало случаев, когда пострадавшему платят деньги, а машину в ремонт не отправляют. Поэтому их скорее можно назвать исключениями из общепринятых правил.
Денежная компенсация выплачивается:
- Если авария привела к полной гибели транспортного средства;
- В случае, если стоимость ремонта поврежденного автомобиля превышает лимиты, установленные полисом ОСАГО (400 тысяч рублей, или 50 тысяч при оформлении ДТП по европейскому протоколу);
- В результате дорожно-транспортного происшествия потерпевшему причинен вред здоровью средней и особой степени тяжести;
- В случае смерти невиновного, в этом случае выплату получают бенефициары умершего;
- Если пострадавший относится к определенной категории инвалидов (1 и 2 группы).
Таким образом, чтобы страховая выплата не стала неприятным сюрпризом, каждому автовладельцу желательно заранее ознакомиться с порядком ремонта автомобиля после ДТП по ОСАГО в соответствии с действующим законодательством.
Где ремонтируется автомобиль
Мастерская, в которой будет отремонтирован поврежденный автомобиль, должна быть в списке авторизованных мастерских, которым страховая компания осуществляет возмещение. По каждому отдельному случаю принимается индивидуальное решение, так как необходимо учитывать ряд факторов, предусмотренных законодательством.
Одним из них является ограничение, что по закону техническая служба, в которую будет направлено пострадавшее транспортное средство, должна находиться не более чем в 50 километрах от места ДТП или адреса проживания пострадавшего в ДТП. . Однако есть некоторые нюансы, которые можно использовать для корректировки строгости правил. Например, если страховщик берет на себя расходы по доставке автомобиля на эвакуаторе до автосервиса и обратно, то выбор мастерской не ограничивается пробегом.
Страховая организация чаще всего выбирает этот вариант, если ДТП произошло далеко от дома пострадавшего, например, на междугородной трассе. При таком стечении обстоятельств, скорее всего, автомобиль будет отремонтирован на ближайшем к месту аварии СТО, даже если его радиус действия превышает 50 километров.
Дилеру
Для молодых автомобилей, не старше двух лет, предусмотрено восстановление ОСАГО у официального дилера. Поэтому для них существует отдельный список пунктов, которые восстанавливают такие автомобили. Этот список состоит из различных дилеров, которые обслуживают машины соответствующих марок по гарантии 3 или 5 лет.
Но на практике часто случается, что в ДТП попадает автомобиль, с дилером которого у страховщика не заключен договор о сотрудничестве. В этом случае автовладельцу предлагается любая другая услуга из списка, но он вправе отказаться и выбрать вариант сбора денег и самостоятельного восстановления автомобиля.
Стоит отметить, что такая схема не работает, если машине больше двух лет. Несмотря на гарантию дилера, клиент больше не имеет права отказаться от ремонта на любом сервисе, предлагаемом компанией.
К сожалению, получается, что ремонт ОСАГО у официального дилера может позволить себе довольно небольшой сегмент автовладельцев.
Услуга страховой компании
Соглашаясь на предложение отдела претензий отремонтировать автомобиль в автосервисе, принадлежащем их страховой компании, автовладелец может получить ряд преимуществ.
Среди весомых «плюсов» такого ремонта:
- Отсутствие каких-либо дополнительных платежей;
- Возможность прямого контроля страховщиком за вложением средств в ремонт;
- Гарантия выполнения ремонта в срок;
- Уверенность в том, что все детали, требуемые для замены, действительно будут заменены новыми.
Также стоит отметить, что в случае возникновения спорных ситуаций их гораздо быстрее и проще решить в сервисе страховой компании, чем на сторонней СТО. Таким образом, машина вернется в строй как можно скорее.
В ВТО
Пожалуй, самый распространенный вариант восстановления автомобиля после аварии – это отправить для ремонта ОСАГО на СТО, с которой ранее был заключен договор о сотрудничестве. Стоит отметить, что иногда по соглашению сторон возможно согласование со страховщиком СТО, не входящей в перечень, но обязательно отвечающей определенным требованиям.
А именно:
- Сроки ремонта ОСАГО ограничиваются сроком до 30 рабочих дней с момента передачи владельцем автомобиля работникам сервиса, либо страховой компании для дальнейшей транспортировки к месту ремонта;
- Удаленность СТО от места ДТП или адреса проживания пострадавшего не более 50 км;
- Если автомобилю меньше двух лет, то ремонтировать его имеет право только официальный дилер, иначе гарантия будет потеряна.
В дальнейшем для того, чтобы мастерская могла провести восстановительный ремонт, страховая компания должна:
- Провести обследование;
- Сделать смету на запасные части;
- Выписать направление на ремонт;
- Оплатить автосервису работу и покупку запчастей согласно смете.
Как ремонт
В момент заключения договора или в ходе процедуры заполнения заявления на выплату владельцу пострадавшего автомобиля выдается список СТО. Из их числа в соответствии с вышеперечисленными требованиями необходимо выбрать тот, в котором будут проводиться ремонтные работы.
Тогда вам нужно:
- Получить копию акта страховщика, в котором зафиксировано наступление страхового случая.
- Дождитесь заключения о виновнике аварии.
- Соберите все документы, требуемые страховой компанией.
- Пройти обследование.
- Определитесь с выбором автосервиса и доставьте в него машину.
- Получите направление на ремонт от страховой компании.
- Убедитесь, что цены, указанные в смете, соответствуют текущим ценам на автомобильном рынке.
- Дождитесь окончания восстановления автомобиля.
- Забрать машину из сервиса.
В общем ничего сложного. Главное, соблюдать все сроки по каждому пункту, которые более подробно описаны в Правилах ОСАГО.
Направление на ремонт
В течение 20 календарных дней (без учета нерабочих и праздничных дней) с момента принятия заявления о наступлении страхового случая страховщик обязан выдать клиенту направление в СТО, в котором будет указано :
- Наименование услуги;
- Цена реставрационных работ;
- Параметры автомобиля;
- Имя владельца автомобиля;
- Вероятная сумма доплаты;
- Порядок разрешения споров при выявлении скрытых недостатков, возникших в результате страхового случая.
Не рекомендуется подписывать акт выполненных работ до того, как машина будет проверена с положительным результатом. Так как услуга бесплатна для клиента, она заканчивается, когда клиент ставит свою подпись.
Расчет стоимости
Какую бы услугу ни выбрал автовладелец для восстановления своего «железного друга», система расчета стоимости работает по одному и тому же плану.
Первым делом проводится обследование, которое:
- Выявляет скрытые дефекты;
- Оценивает внешние повреждения;
- Учитывая ценовую политику автосервиса на данный момент, выдает заключение о сумме, необходимой для выполнения восстановительных работ.
В случае, когда страховая компания не спешит с оценкой поврежденного транспортного средства, есть возможность ускорить процесс, проведя независимую экспертизу, правда, за счет клиента.
Результаты независимых экспертов придется приложить к заявлению и в течение 20 дней ждать дальнейших действий со стороны страховщика.
Сроки ремонта
При отсутствии каких-либо форс-мажорных обстоятельств ремонт обычно осуществляется в течение 30 рабочих дней с момента ввода машины в эксплуатацию. Но иногда могут возникнуть сложности, связанные с невозможностью получить какую-либо деталь в столь короткие сроки. В этом случае срок ремонта может увеличиться, но клиент будет об этом уведомлен. Более того, он сам сможет принять участие в поиске необходимых запчастей, чтобы ускорить процесс восстановления транспортного средства.
При подписании полиса ОСАГО желательно сразу задать специалисту вопрос о порядке действий при наступлении страхового случая. Однако даже подготовленные и начитанные клиенты иногда теряются в сложных ситуациях.
Что делать, если ремонт затягивается
Если сроки выполнения восстановительных работ необоснованно затягиваются, то самый действенный способ поторопить страховщиков – обратиться в суд. Он обяжет компанию завершить ремонт и, кроме того, начислит им штрафы за несоблюдение условий договора страхования.
Если ремонт сделан некачественно
В случае неудовлетворительного ремонта клиенту вполне достаточно получить за него компенсацию. Самым правильным решением будет обратиться со своей проблемой в страховую компанию. Если страховщик не предпримет никаких мер, то с компенсацией придется бороться.
Для этого вам нужно:
- Заказать экспертизу, задачей которой будет выявить и доказать некачественный ремонт;
- Оценить стоимость работ, необходимых для исправления некачественного ремонта;
- Составить досудебный иск;
- Отправьте его страховщику.
Страховые компании редко доводят дело до суда, предпочитая выплатить необходимую сумму во избежание штрафов и других судебных издержек.
Не хватает денег на ремонт
Как правило, рассчитанной страховой компанией суммы может не хватить по двум причинам:
- Стоимость реставрационных работ превышает лимит в 400 000 рублей;
- Эту сумму выплаты рассчитал эксперт страховой компании, проводивший экспертизу.
Если в первом случае ничего нельзя сделать, то второй вариант не безнадежен.
Как можно скорее, как только мастерская уведомила владельца автомобиля о том, что суммы, которую готова выплатить страховая компания, недостаточно, необходимо заказать независимую экспертизу. Скорее всего, независимый эксперт рассчитает стоимость, достаточную для проведения ремонта.
Данные этой экспертизы передаются страховщику и только в случае его отказа выплатить разницу в суммах пишется досудебная претензия. Единственным недостатком при таком раскладе является то, что пока не будет решен вопрос со стоимостью ремонта, ремонтировать автомобиль запрещено, так как в случае доведения дела до суда ущерб будет оценивать судебно-медицинский эксперт.
Если у вас возникли споры, связанные со страховым возмещением ОСАГО, обращайтесь к нашему онлайн-юристу. Он поможет вам решить их грамотно и абсолютно бесплатно. Записаться на консультацию можно в специальной форме.
Если вам понравилась статья, ставьте лайк, комментируйте и делитесь в социальных сетях. Подпишитесь на обновления, чтобы всегда быть в курсе самых актуальных событий в мире страхования.