Освидетельствование жилищных условий несовершеннолетнего
Помимо того, что данное обследование является постоянной процедурой в неблагополучных семьях, его принято применять также в отношении улучшения жилищных условий и воспитания детей на попечении и в семьях, планирующих взять ребенка под опеку или усыновить.
В обоих случаях комиссия определяет, соблюдены ли необходимые условия для жизни ребенка, и составляет акт обследования условий жизни и воспитания несовершеннолетнего.
Основания для проведения проверки жилищных условий:
- Смена места жительства (при поступлении новой семьи (ребенка) в новую школу или детский сад с целью выяснения жилищных условий несовершеннолетнего);
- Жалобы соседей, учителей, воспитателей и других лиц на родителей, жестокое обращение с детьми и т.п.;
- Обращение ребенка за медицинской помощью и выявление врачом бытовых травм (в том числе у родителей);
- Заявление в полицию на несовершеннолетнего, нахождение ребенка под следствием.
Комиссия по обследованию условий жизни
В состав комиссии могут входить: классный руководитель, социальный педагог, заместитель директора школы, участковый уполномоченный полиции, представитель медицинского учреждения, представитель органов опеки и попечительства, инспектор по делам несовершеннолетних, работник санитарной и эпидемиологического надзора, сотрудником БТИ и другими лицами в зависимости от цели проверки.
В ходе осмотра комиссия должна оценить жилищные условия несовершеннолетнего и внести в акт необходимые данные:
- Положение семьи материального характера;
- Состояние помещения (дома, квартиры, комнаты), в котором проживает вся семья;
- Количество проживающих в жилом помещении;
- Санитарный тип жилья;
- Наличие места для ребенка (для игр, отдыха, сна).
Осмотр может проводиться как с предупреждением в определенный день по договоренности (чаще это касается детей, находящихся на попечении), так и без предупреждения.
Комиссия должна определить, каким образом несовершеннолетний обеспечен основными потребностями, и зафиксировать данные в акте.
Относительно здоровья ребенка необходимо указать уровень его развития в соответствии с возрастом, наличие заболеваний, потребность в медицинской помощи и необходимых лекарствах, признаки психического или физического насилия.
Что касается внешнего вида несовершеннолетнего, то стоит отметить соблюдение гигиенических норм, состояние обуви и одежды, наличие одежды на все сезоны и т.д.
Важна и социальная адаптация ребенка: навыки общения с людьми, навыки самообслуживания с учетом индивидуальных особенностей и возраста, поведения и др.
В отношении воспитания и обучения несовершеннолетнего ребенка необходимо обращать внимание на успеваемость в школе, посещаемость занятий (в том числе в детских садах), проблемы и успеваемость с учетом возраста и индивидуальных особенностей ребенка, режима , организация свободного времени, наличие среды, способствующей развитию.
Важно отметить, сохранена ли безопасность несовершеннолетнего: нет ли доступа к опасным предметам, лекарствам, газу, электроприборам и т.п.; существует ли риск причинения вреда ребенку. При описании семейного окружения несовершеннолетнего комиссия учитывает такие детали, как фактическая забота о ребенке, место жительства родственников, описание других лиц, проживающих с ребенком (кроме родителей), участие в воспитании и содержание ребенка родственниками, степень родства несовершеннолетнего с родителями, семейные ценности, круг общения законных представителей несовершеннолетнего, отношения членов его семьи с соседями, отношения ребенка с детьми и педагогами.
Также важной составляющей акта являются имущественные условия (сведения о доходах семьи): источники средств (алименты, родительская помощь, пособия, пенсии и другие социальные выплаты); примерная цифра среднемесячного дохода; сведения об имеющемся имуществе и правах ребенка на это имущество.
Комиссия, созданная для осмотра условий жизни несовершеннолетнего гражданина, обязана выявить и отразить в акте осмотра обстоятельства, угрожающие здоровью и жизни ребенка, его нравственному или физическому развитию; обстоятельства, способствующие нарушению прав и охраняемых законом интересов несовершеннолетнего; факты грубого, жестокого, небрежного обращения, психического или физического насилия.
Согласно приказу Министерства образования и науки Российской Федерации, приказ № 334, при проверке жилищных условий необходимо обращать внимание на:
состояние стен, пола, потолка в квартире или другом жилом помещении;
- Для вентиляции и отопления:
- Наличие места для занятий и сна;
- Наличие питания, предназначенного для ребенка (подопечного);
- Наличие школьных принадлежностей, средств гигиены, игрушек;
- Чистота ванной комнаты;
- Наличие домашних животных (домашних животных), условия их содержания;
- Появление совместно проживающих с ребенком лиц (в т.ч. родителей);
- Безопасность и ее обеспечение (в том числе вне дома).
Сроки составления акта
Этот акт должен быть составлен в течение трех дней со дня проведения освидетельствования. Акт составляется в двух экземплярах. Каждый документ заверяется руководителем учреждения, от которого поступила инициатива о проведении опроса. Один экземпляр необходимо отправить в орган опеки, второй предназначен для учреждения. Копия документа, заверенная руководителем учреждения или органами опеки и попечительства, должна быть направлена законным представителям несовершеннолетнего в трехдневный срок.
АСТ обследование условий жизни и воспитания несовершеннолетнего. Образец
Как было сказано ранее, опрос могут проводить педагоги и воспитатели дошкольных учреждений. Однако для этого у них должна быть веская причина. Например, ребенок систематически нарушает дисциплину, появляется в школе пьяным, прогуливает занятия, участвует в драках и т. д.
Проверка жилищных условий учащегося носит профилактический характер, так как, выявив причины такого поведения учащегося, педагоги могут сделать все возможное, чтобы помочь в воспитании или повлиять на семью.
Образец заполнения акта
1. Дата обследования: 01.01.20__
2. ФИО несовершеннолетнего: Иванов Виктор Михайлович
3. Адрес: ул. Севастопольская д. 36 комната. 811 (общежитие)
4. Сведения о законных представителях (родителях): мать - Иванова Ирина Петровна, страховой агент ЗАСО "ТАСК"; отец - Иванов Михаил Эдуардович, водитель автобуса в ЧП "ОблАвтоТранс".
5. Участие законных представителей (родителей) в воспитании и содержании ребенка: мать Ирина Петровна надлежащим образом выполняет свои обязанности по воспитанию сына. Виктор часто пропускает школу из-за болезни. По словам Ирины Петровны, она старается учиться. Мама обеспечивает сына одеждой, школьными принадлежностями, средствами личной гигиены, заинтересована в его образовании, контролирует его занятость. Отец Михаил Эдуардович с сыном не проживает, с 2007 года родители в разводе, сына не навещает, алименты платит исправно. В комнате живет кошка, о которой хорошо заботятся.
6. Условия проживания, режим дня несовершеннолетнего: режим соблюдается, жилищные условия удовлетворительные (одна комната 12 кв.м. с косметическим ремонтом); питание на момент обследования максимальное, квартира убрана. У Виктора есть отдельное спальное место, в комнате организовано место, где он делает уроки.
7. Состояние здоровья несовершеннолетнего: самочувствие ребенка на момент осмотра хорошее. Мальчик реабилитирован после пневмонии.
8. Отношения несовершеннолетнего с членами семьи: с матерью установились доверительные отношения, в семье уважение и понимание.
9. Помощь несовершеннолетнему (семье): мальчику требуется педагогическая помощь: необходимо контролировать посещаемость несовершеннолетнего учащегося 6б 3 класса средней общеобразовательной школы г. Дмитрова Иванова Виктора, его успеваемость по учебным предметам, консультировать законных представителей на образование.
10. Выводы и аргументированное заключение: мать Ирина Петровна занимается воспитанием и содержанием сына должным образом. В комнате, где живет мальчик, порядок; Обеспеченность продуктами питания максимальная, задолженностей по коммунальным платежам нет.
01.01.20__год
Имя навещающего учителя А.Я. Михалков
Подпись родителя
Дополнительная информация! Подпись родителя на акте экзамена не является обязательной.
Что такое преднамеренное ухудшение жилищных условий и чем оно грозит, вы можете узнать здесь