Досрочная пенсия железнодорожникам
ЗАО «РЖ» имеет разветвленную систему сотрудников. Многие из них имеют право на более ранний (по сравнению с остальными) выход на пенсию в силу специфики своей работы. Обеспечение безопасного режима перевозок и движения на железной дороге, содержание локомотивов в исправном состоянии - трудная и ответственная работа. Он связан с круглосуточной деятельностью: и днем, и ночью. Поэтому такие лица получают от государства социальную льготу - досрочную пенсию по старости.
Особенности пенсий железнодорожникам:
- Предпенсионный возраст снижен на 5 лет;
- Оплата производится до конца жизни.
Не все работники железнодорожного сектора являются бенефициарами. Досрочная пенсия РЖД доступна тем, кто подпадает под нормы статьи 30 Закона N 400-ФЗ.
Основные условия установления досрочной трудовой пенсии
Пенсия железнодорожникам назначается раньше обычного при условии:
- Выполнение работ на постоянной основе в составе локомотивной бригады или работ по безопасной перевозке грузов и пассажиров в метро и железнодорожном транспорте;
- Достижение минимального возрастного «порога»;
- Накопление общего стажа (ОСС), сопровождающееся уплатой отчислений в Пенсионный фонд РФ;
- Наличие специального опыта (специального опыта) в рамках указанной работы.
Реформа не коснулась критериев направления железнодорожников на льготную пенсию. Показатели остались без изменений, они по-прежнему различаются в зависимости от пола (ст. 30 Закона N 400-ФЗ):
Критерий | Мужчины (лет) | Женщины (лет) |
Возраст | 55 | 50 |
ОСС | 25 | 20 |
Спецстаж | 12,5 | 10 |
Дополнительным условием является то, что индивидуальный коэффициент (пенсия) не должен быть ниже 30.
Для сравнения: с 2019 года заслуженный отдых предоставляется мужчинам с 65 и женщинам с 60 лет при наличии 15 лет ОСС, ИПК - 30 (ст. 8 Закона N 400-ФЗ).
Предпочтительные профессии
Закон не предоставляет льготы всем железнодорожникам-пенсионерам. В статье 30 Закона N 400-ФЗ, определяющей право на "молодую" пенсию, в абзаце пятом пункта 1 имеется ссылка на реестр профессий, утвержденный Постановлением Правительства от 24 апреля 1992 г. N 272.
В нем упоминается:
- Прорабы, дежурные, бригадиры и слесари, работающие в условиях интенсивного железнодорожного движения;
- Работники станций с большим объемом и площадью (дежурные и диспетчеры);
- Диспетчеры и кондукторы;
- Механика и регуляторы скорости;
- Электрики и электромеханики.
Этот перечень применим ко всем направлениям железнодорожного движения. Платежи не зависят от сферы собственности предприятия, обслуживающего железнодорожные пути. Железнодорожники частного сектора и государственного сектора приравниваются друг к другу при назначении пенсии. Главное – подтверждение условий ОСС и специального стажа, достижение пенсионного возраста (55 и 50 лет).
Для работников, не занятых непосредственно в локомотивных бригадах, не перевозящих грузы и не обеспечивающих охрану, предусмотрен льготный отдых со ссылкой на ту же статью 30 Закона N 400-ФЗ. Его первый абзац (подпункты 1 и 2) относится еще к двум перечням профессий, принятым 26 января 1991 года Постановлением Совета Министров СССР N 10.
Список № 1 содержит специальности, работа по которым осуществляется во вредных условиях. Согласно ему, «молодая» пенсия предлагается работникам метрополитена и железнодорожного транспорта:
- Бинты;
- Отливки сплавов, содержащих свинец и олово;
- Пробойники-продуватели каналов (труб);
- Механики-ремонтники, работающие с подвижным составом, цистернами и их арматурой (при условии, что цистерны используются для этилового спирта).
Список № 2 связан с тяжелыми условиями труда (поэтому он и считается тяжелым) и является более обширным. Есть не только рабочие, но и специалисты и руководители. Смягчение пенсионных условий получают:
- Аппаратчики и котельщики;
- Кочегары и шайбы;
- Мастера моечных станций (поездов, пунктов).
Регулярные ночные смены в метро позволят стать пенсионерами досрочно:
- Бригадир и осушитель;
- Машинисты и машинисты вагонов;
- Монтажники, сборщики и наладчики;
- Операторы и рабочие туннелей;
- Слесари и плотники;
- Электрики и электрики;
- Инженеры и мастера;
- Инспекторы и техники;
- Электромеханика.
Работники метрополитена имеют право на льготный отпуск по списку № 2 при работе в ночное время.
Формирование размера пенсии железнодорожникам
В России пенсии железнодорожникам могут носить как государственный, так и корпоративный характер. Работник железной дороги может выбрать себе схему страхования по возрасту:
- Платить взносы в Пенсионный фонд РФ (а также работники других профессий - 22%);
- Выплаты страховых сумм в негосударственный ПФ.
Система корпоративного страхования позволяет формировать резерв НПФ, из которого осуществляются выплаты. Отчисления в такой фонд производятся по двойной схеме. Накопительная часть пенсии пополняется за счет отчислений из заработной платы железнодорожного рабочего. Остальные платежи компенсирует РЖД.
Размер негосударственной пенсии зависит от:
- Полученная заработная плата;
- Опыт участия в НПФ;
- Выбранная схема накопления.
Становясь участником НПФ, железнодорожник выбирает один из нескольких вариантов:
- Чисто страховка (низкие взносы, отсутствие возможности наследования);
- Сбережения и страхование (с момента, указанного в договоре, средства могут передаваться по наследству);
- Страхование и накопления (наследство доступно с момента утверждения пенсии);
- Сбережения (после смерти железнодорожника передаются его наследникам).
Выбытие ОАО «РЖД» инициирует право на получение накопленных отчислений из резервного фонда НПФ.
Социальные выплаты работникам ОАО «РЖД»
Железнодорожникам предлагалась досрочная пенсия в качестве льготы за работу в нестандартных, физически тяжелых и опасных условиях. Отсюда и государственное страхование. Корпоративная система преследует две цели:
- Покрыть затраты на такой ресурс, как здоровье;
- Запаситесь деньгами на нормальную «пенсионерскую» жизнь.
Законодательное регулирование
Анализируя свое право на досрочный выход на пенсию, работник может рассчитать общий стаж (по записям в трудовой книжке), просмотреть периоды работы по желаемой профессии. Посмотрите в свой паспорт и убедитесь, что вы достигли необходимого возраста.
Основные трудности возникают при доказательстве наличия специального стажа. Железнодорожникам рекомендуется внимательно отнестись к анализу своих документов, проверке записей в трудовой книжке, справок, полученных от работодателя. Грамотный подход к сбору документов – половина решения проблемы.