ozr-uk.ru
Главная »

СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ПО ПЕРЕРАСЧЕТУ ЗЕМЕЛЬНОГО НАЛОГА | Статьи компании "РосКо" | телефон +7 (499) 444-00-00

Налоги

НАПРИМЕР

Если решением суда установлена ​​новая кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января 2012 года, то налогоплательщики представили уточненные декларации по земельному налогу за 2012 год.

Однако налоговые органы признали такой ретроспективный перерасчет земельного налога неправомерным. Действие судебного акта о признании кадастровой стоимости земельного участка равной рыночной стоимости на определенную дату не может быть распространено на отношения, имевшие место до вступления в силу такого судебного акта (совместное письмо Министерства Минфина России и ФНС России от 15.04.2014 № БС-4-11/7177).

Следует отметить, что при рассмотрении изменений сведений о кадастровой стоимости суды исследуют обстоятельства дела с учетом правовых подходов, сформированных в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 23 октября 2014 г. № 341. -О, постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28 июня 2011 г. № /11, от 20.05.14 № 2868/14. Это также можно увидеть в судебных актах постановлений ФАС Северо-Кавказского округа от 26 февраля 2015 г. № А32-14467/2013 и Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 24 марта 2015 г. № А57- 20559/2014.

Кадастровая стоимость, определяемая решением суда как равная рыночной, не может распространяться на ранее возникшие правоотношения в налоговой сфере. Судебный акт может повлечь за собой правовые последствия, связанные с определением налогооблагаемой базы по земельному налогу, только с момента вступления решения в законную силу и внесения соответствующих сведений о новой кадастровой стоимости земельного участка в состав государственной недвижимости. кадастра (решение Арбитражного суда Свердловской области от 16.03.2015 № А60-55866/2014).

Как показывает анализ судебной практики, арбитры поддерживают так называемый коэффициентный метод исчисления земельного налога. Представим себе порядок такого расчета, исходя из конкретного решения суда.

НАЛОГОВЫЕ СПОРЫ

ПРИМЕР 1

Кадастровая стоимость земельных участков в соответствии с Постановлением Правительства Челябинской области от 17 августа 2011 г. № 284-П «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель в населенных пунктах Челябинской области» (ранее вынесение судебного акта) было:

  • За земельный участок с кадастровым номером 74:36:0008 - 681 454 966 руб.;
  • За земельный участок с кадастровым номером 74:36:0011 - 36 507 220 руб.

Решение Арбитражного суда Челябинской области от 19 апреля 2013 г. № А76-24013/2012, которым кадастровая стоимость земельных участков была признана равной рыночной, вступило в силу 21 мая 2013 г.

Кадастровая стоимость земельных участков после решения Арбитражного суда Челябинской области от 19.04.2013 № А76-24013/2012 составляет:

  • За земельный участок с кадастровым номером 74:36:0008 - 105 904 000 руб.;
  • За земельный участок с кадастровым номером 74:36:0011 - 15 274 000 руб.

Методика исчисления земельного налога налогоплательщиком

Поскольку решение Арбитражного суда Челябинской области от 19 апреля 2013 г. № А76-24013/2012 вступило в силу с 21 мая 2013 г. (после 15 числа соответствующего месяца), следовательно, в отношении п. 7 п. Искусство. 396 НК РФ, период с июня по декабрь 2013 года считается полным месяцем действия рыночной стоимости кадастровых участков (новая стоимость, установленная решением суда), а за предыдущий период ( с января по май 2013 г.) должна применяться кадастровая стоимость, установленная постановлением правительства Челябинской области от 17.08.11 № 284-П, т.е. «старая» (завышенная) кадастровая стоимость.

Это означает, что обязанность по исчислению земельного налога в соответствии с измененной кадастровой стоимостью земельных участков возникает с момента вступления в силу судебного акта.

Таким образом, сумма земельного налога за 2013 год составит всего 4 510 591 рубль, в том числе:

За январь-май 2013 г. (5/12 = 0,4167):

681 454 966 руб. х 1,2% х 0,4167 = 3 407 547 руб.;

36 507 220 руб. х 1,5% х 0,4167 = 228 118 руб.;

За июнь-декабрь 2013 г. (7/12 = 0,5833):

105 904 000 руб. х 1,2% х 0,5833 = 741 286 руб.;

15 274 000 руб. х 1,5% х 0,5833 = 133 640 руб.

Методика исчисления земельного налога налоговыми органами

В ходе камеральной проверки налоговая инспекция исчислила земельный налог за 2013 год в следующих суммах:

681 454 966 руб. х 1,2% = 8 177 460 руб.;

36 507 220 руб. х 1,5% = 547 608 руб.

По результатам камеральной налоговой проверки принято решение о доплате земельного налога в размере 4 214 477 руб. (8 725 068 руб. - 4 510 591 руб.).

Однако налогоплательщик с таким решением не согласился.

Обращение в вышестоящее УФНС по Челябинской области также не увенчалось успехом.

И только в суде была одержана победа.

Приговор суда (решение Арбитражного суда Челябинской области от 10.02.2015 № А76-26131/2014)

ООО НАЛОГОВАЯ РЕГИСТРАЦИЯ

В соответствии с п. 1 ст. 389 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в границах муниципальных образований (городов федерального значения Москва и Санкт-Петербург), на территории которых введены налоги.

Согласно ст. 390 НК РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 НК РФ. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.

Налоговая база согласно ст. 391 НК РФ определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Налоговым периодом по земельному налогу является календарный год (п. 1 ст. 393 НК РФ).

На основании ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель.

Государственная кадастровая оценка земель осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.

Согласно пункту 10 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2000 г. № 316 «Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель» (далее – Правил) результаты государственной кадастровой оценки земель утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра недвижимости.

Таким образом, земельное законодательство Российской Федерации допускает возможность определения кадастровой стоимости земельного участка путем установления его рыночной стоимости. Вопрос о пересмотре установленной кадастровой стоимости решается органами исполнительной власти, а в случае несогласия с их решениями заинтересованных лиц - в судебном порядке.

Высший Арбитражный Суд в определении от 28 июня 2011 г. № 913/11 указал, что п. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации как в предыдущей, так и в действующей редакции позволяет не только определение кадастровой стоимости в порядке, установленном нормативными правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка , а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости и в соответствии с правилами п. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации установление судом рыночной стоимости земельного участка должно быть основанием для возникновения обязанности органа кадастрового учета по внесению такой стоимости в качестве новой кадастровой стоимости в состав государственного недвижимого имущества. кадастра с момента вступления в силу судебного акта.

Из изложенной правовой позиции с учетом положений п. 3 ст. 66 ГК РФ порядка определения кадастровой стоимости объекта недвижимости следует, что несоответствие между кадастровой стоимостью объекта недвижимости, внесенной в государственный кадастр недвижимости, и его рыночной стоимостью, установленной по решению суда, вступившему в законную силу, не означает отмену ранее внесенной записи о кадастровой стоимости объекта недвижимости.

Следовательно, применение рыночной стоимости, установленной решением арбитражного суда, возможно только с момента вступления в силу этого судебного акта.


При этом суд также принимает во внимание правовую позицию, выраженную в постановлении ФАС Уральского округа от 29 июля 2014 г. № Ф09-4575/14, согласно которой во всех правоотношениях, в которых кадастровая стоимость, ее новый размер, определенный судом, может быть применен не ранее вступления в законную силу решения суда по соответствующему иску. Учитывая, что кадастровая стоимость, установленная судом в размере рыночной стоимости, подлежит внесению в государственный кадастр на основании вступившего в законную силу судебного акта и перерасчет кадастровой стоимости задним числом не производится, кадастровая стоимость, установленная решением суда, подлежит применению при исчислении земельного налога с момента вступления в законную силу этого решения.


Налогоплательщики, для которых отчетный период определен как квартал, исчисляют сумму авансовых налоговых платежей по истечении первого, второго и третьего кварталов текущего налогового периода как одну четвертую соответствующей налоговой ставки процентной доли кадастровой стоимость земельного участка на 1 января года, являющегося налоговым периодом (п. 6 ст. 396 НК РФ).

П. 7 ст. 396 установлено, что в случае возникновения (прекращения) у налогоплательщика в течение налогового (отчетного) периода права собственности (бессрочного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения) на земельный участок (его долю) , исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) в отношении данного земельного участка осуществляется с учетом коэффициента, определяемого как отношение количества полных месяцев, в течение которых данный земельный участок находился в собственности (постоянной ( бессрочное) пользование, наследуемое пожизненно) налогоплательщиком, до количества календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде, если иное не предусмотрено настоящей статьей. При этом, если возникновение (прекращение) этих прав произошло до 15 числа соответствующего месяца включительно, за месяц возникновения этих прав принимается полный месяц. Если возникновение (прекращение) указанных прав произошло после 15 числа соответствующего месяца, за полный месяц принимается месяц прекращения указанных прав.

Таким образом, судьи полностью поддержали расчет налогоплательщика на основании применяемых коэффициентов к расчету земельного налога в зависимости от даты вступления в законную силу решения суда.

Следует отметить, что в аналогичных случаях решения в пользу налогоплательщиков уже принимались в постановлениях ФАС Западно-Сибирского округа от 19 июня 2014 г. № Ф04-4745/14, ФАС Урала округ от 8 июля 2014 г. № Ф09-3454/14.

Налогообложение измененной кадастровой стоимости в 2015 году

В 2015 году ситуация резко изменилась. Во-первых, внесены изменения в Закон № 135-ФЗ в части порядка применения измененной кадастровой стоимости земельных участков.

Для ситуаций, когда кадастровая стоимость изменена по решению комиссии или суда, сведения применяются для целей налогообложения с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты стоимость, являвшаяся предметом спора, была внесена в кадастр (п. 5 ст. 24.20 Закона № 135-ФЗ).

Новый порядок будет применяться при рассмотрении заявлений о пересмотре кадастровой стоимости, поданных после 22 июля 2014 г., а также заявлений о пересмотре кадастровой стоимости, поданных, но не рассмотренных в указанную дату (ст. 3 Федерального закона от 21 июля 2014 г.). № 225-ФЗ, письмо Минфина России от 29.09.2014 № 03-05-РЗ/48574).

СРОК ИСПРАВЛЕНИЯ НАЛОГОВОЙ ОШИБКИ

А синхронные коррективы внесены Федеральным законом от 4 октября 2014 г. № 284-ФЗ в п. 1 ст. 391 НК РФ. Теперь четко определено, что в случае изменения кадастровой стоимости земельного участка по решению комиссии по разрешению споров по результатам определения кадастровой стоимости или по решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или по решению суда учитывается при определении налоговой базы начиная с налогового периода, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в реестр государственный кадастр недвижимости о кадастровой стоимости, которая была предметом спора. Данный порядок действует с 1 января 2015 г. (п. 1 ст. 5 Федерального закона от 4 октября 2014 г. № 284-ФЗ).

ПРИМЕР 2

В апреле 2015 года налогоплательщик подал заявление в комиссию об обжаловании результатов государственной кадастровой оценки земельного участка.

Решение суда об изменении кадастровой стоимости вступит в силу только в 2016 году.

В этом случае для целей исчисления земельного налога будет применяться рыночная стоимость за 2015 год, т.е. с 1 января 2015 года.

В данном случае дата вступления в законную силу решения суда принципиального значения не имеет, поскольку ориентиром для перерасчета земельного налога будет служить период подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости земельных участков.

Это означает возможность ретроспективного (т.е. ретроактивного) перерасчета земельного налога.

Таким образом, применительно к сегодняшнему дню не должно возникать споров о том, с какого момента может производиться перерасчет базы земельного налога.

В то же время, учитывая, что обновленная редакция п. 1 ст. 391 НК РФ, вступившей в силу с 1 января 2015 года, в зоне налогового риска остается ситуация, когда налогоплательщики подали заявление о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка после 22 июля 2014 года и заявили о ретроспективном перерасчете земельного налога за 2014 год.

Время покажет, как будет развиваться арбитражная практика по таким делам.

Ирина Стародубцева, аудитор-эксперт, РосКо - Консалтингово-Аудиторская Компания. Финансовая газета, № 16 (1204), 30.04.2015

Вам также может понравиться
Рубрики
Популярное